В «белом доме» Приморского края обсуждали мусорные площадки и спасли уличный туалет

28 июля заседании комиссии Общественной палаты Приморского края по теме состояния площадок для мусора во Владивостоке удалось решить лишь один вопрос, с темой заседания не связанный, ну или так совпало… Во дворе у Пограничной 7 решили проблему с переполненным уличным туалетом — об этом еще до начала мероприятия поступило обращение от гражданина. Во истину и грустно и смешно, что в здании регионального правительства в 21 веке приходится решать вопрос УЛИЧНЫХ СОРТИРОВ в столице Тихоокеанской России. Как тебе такое, Илон Маск?!

Вопросы ЖКХ — социально важные, наряду с медициной и образованием, они напрямую влияют на качество жизни населения и на удовлетворенность всеми уровнями и ветвями власти. В стране уже более двух лет идет т.н. «мусорная реформа», однако в этом вопросе есть над чем работать.

Замечательно, конечно, что за последние годы благодаря специальным программам существенно улучшается ситуация с асфальтированием придомовых территорий, реконструкцией и строительством с нуля детских и спортивных площадок. Но площадкам для отходов уделяется мало внимания, часто они остаются самыми неприятными местами во дворах многоквартирных домов.

Пора бы давно уже закрыть вопрос раздельного сбора мусора и перейти к усовершенствованию площадок, так чтобы они стали эстетически приятными — с крышей, даже с озеленением, есть множество инженерных и архитектурных решений, зарубежный и российский опыт, однако нерешенными часто являются базовые требования к площадкам – наличие твердого основания, ограждения, площадки для крупногабаритного мусора, наличие информационной таблички, как то прописано в правилах благоустройства города.

Мониторинг, проведенный членами Ассоциации «Команда ТОС» в более чем 60 домов Владивостока показал, что требования по многим адресам не выполняются, либо состояние площадок неудовлетворительное. Материалы были направлены в Госжилинспекцию заранее в форме официального обращения, а также переданы на заседании. По каждому адресу указана действующая УК и состояние площадки по перечисленным выше критериям.

Выступление Анны Колемагиной сопровождалось фотографиями площадок, которые говорили сами за себя. Она напомнила, что проблема также стара как и само существование управляющих компаний в городе, а это около 16 лет, поэтому объяснять всё пробуксовкой «мусорной реформы» просто неуместно. Практически на всех адресах, где были общественники выявлены проблемы. Анна задала вопрос — неужели управляющим компаниям безразличен их имидж, репутация? К слову, на заседание были приглашены представители 8 компаний, из них явился только Алексей Майоров, директор МУПВ «Центральный», хотя в мониторинге был лишь 1 дом в управлении этой УК. Большинство проблемных площадок выявлено в домах УК «Первореченского района», «Ленинского района», «Жилищная реформа», «Приморские коммунальные системы». Было продемонстрировано, что эта проблема характерна и для спальных микрорайонов и для исторической части города, где имеется туристический поток. Со слов Анны в домах под управлением ТСЖ ситуация по всем показателям как правило значительно лучше, в том числе и по состоянию площадки для мусора.

Анна озвучила мнение, что такая ситуация складывается из-за недоработок или и вовсе бездействия Государственной жилищной инспекции. Если управляющие компании не выполняют то, что предписано по закону, то наверное надзорному органу следует применить к ним предусмотренные законом же санкции?

«Штрафы предусмотрены для директора управляющей организации 30-50 тысяч рублей. Я вот на 100% уверена, что хотя бы раз кого-то из директоров персонально на такую сумму оштрафовали бы, то на следующий день была бы идеальная площадка. Почему ТСЖ, который управляют по одному дому имеют такую возможность и делают, а УК имеющие в управлении множество огромных домов игнорируют требования и к ним не применяется никаких санкций?» — Анна Колемагина

Анна также сослалась на слова руководителя ГЖИ Евгения Баршая, который говорил ей, что он не сторонник санкций, что инспекция сначала выписывает предостережения.

«Но сколько лет можно выписывать предостережения, а когда начнем заставлять управляющие компании выполнять то, что они обязаны? Почему люди должны жить в таких скотских условиях?»

По мнению представителя Ассоциации и участника рейда по мусорным площадкам Николая Ефремова проблемы в сфере ЖКХ города вызваны отсутствием реальной конкуренции. Анализ открытых данных юридических лиц показывает, что рынок услуг ЖКХ в городе контролирует несколькими группами аффилированных между собой УК, формируя что-то вроде картельного сговора. Также он привел пример эпохи протекционизма в соседнем региона органами власти для местных компаний и предостерег от подобного органы власти Приморья в сфере ЖКХ. Смена чиновников и приход новых игроков на рынок меняют привычную схему до неузнаваемости.

Тем не менее, Николай предложил повременить с санкциями и дать возможность отработать материалы мониторинга, дать управляющим компаниям время на исправление ситуации. Он также добавил, что встречал случаи, когда многолетние проблемы в ЖКХ во дворах города становятся дополнительным аргументом, чтобы из него уехать навсегда.

Заместитель начальника ГосЖилИнспекции Алена Жигирь заявила, что не ожидала быть в роли обвиняемой и поэтому не была подготовлена цифрами по количеству мероприятий в отношении управляющих компаний. С её слов работа ведется и обвинять ГЖИ в бездействии безосновательно. Что касается санкций, то она напомнила, что на протяжении последних лет в ходе реформы надзорной деятельности в стране требуется снижение давления на малый бизнес, к категории которого относятся в большинстве своем юрлица управляющих компаний, поэтому действительно основная форма воздействия — предостережения о недопустимости нарушений. В прошлом году из-за пандемии вообще был мораторий на проведение проверок.

Было озвучено, что и с вывозом мусора также есть проблемы. Широкий диапазон времени вывоза мусора в совокупности с нестыковкой по времени работы дворника УК приводит к тому, что мы видимо или горы мусора или остатки мусора рядом с площадкой после вывоза этих гор. Госпожа Жигирь привела пример проигранного ими суда в отношении УК, которая доказала, что их проверяли тогда, когда мусор еще не успел увезти оператор или когда он его вывез, а дворник еще не вышел на очередную смену.

По мнению Алены Александровны нагрузка лежит не только на ГЖИ по данному вопросу, но и на органах местного самоуправления и на региональном операторе и она даже стала зачем-то описывать претензии к нему и приводить транслируемые им доводы. Однако в тему заседания мы специально не включали работу единого регионального экологического оператора и вопросов вывоза и переработки отходов, т.к. это тоже большой и объемный вопрос и тогда заседание превратилось бы в конференцию на целый день. Надо отметить, что приглашенные представители министерства ЖКХ, являющиеся учредителями оператора на заседание не явились.

Что же касается самого мониторинга, то она сообщила, что аналогичную работу они запланировали с региональным оператором. Подключены муниципалитеты и даже департамент внутренней политики, который собирает обратную связь с населения по всем видам проблем. В мониторинге по её мнению следует рассматривать также вопрос соответствия количества контейнеров потребности каждого конкретного дома. По полученным адресам мониторинга Ассоциации она обещала проработать с управляющими компаниями и выразила готовность принимать подобные материалы для отработки в дальнейшем.

Алена Александровна признала, что многие управляющие компании работают не качественно, ограничены рамках тарифов, принимаемых собственниками, многие предпочитают даже заплатить штраф, нежели выполнить то или иное предписание. Утверждение о том, что в ТСЖ всегда лучше она сочла спорным.

На встрече было озвучено, что действительно многие дома являются заложниками ситуации, когда собственники не участвуют в делах дома, а также низкого тарифа. Переходить на более высокий тариф, либо уходить в другую управляющую компанию с более высоким тарифом они при этом также не хотят. При этом даже вопрос базовых требований к площадкам для мусора упирается в тариф, т.к. деньгами на создание или ремонт площадки должны распоряжаться собственники через совет дома, а там где он есть зачастую они выберут более траты на другие цели.

Получается замкнутый круг: оштрафовать управляющую компанию за ненадлежащее состояние мусорной площадки можно, причем штраф она должна заплатить из своих денег, но отремонтировать площадку за деньги дома без решения собственников она не сможет. Прозвучал тезис, что у собственников жилья по закону много прав, но они этими правами не пользуются, они только научились требовать что-то от других.

В этой связи был озвучен тезис о том, что возможно департаментам внутренней и информационной политики следует обратить свое внимание на просветительскую работу с населением, подключив к этой работе и СМИ.

Председатель заседания от Общественной палаты Владимир Закамов призвал перейти от формата обвинений и защиты к выработке решения, т.к. обсуждаемая проблема не красит наш город, а все собравшиеся — и чиновники, и общественники, как и все остальные горожане заинтересованы в её решении. Другой член комиссии, Ольга Протасова поинтересовалась у Алены Александровны — так у вас все хорошо, помощь общественников не нужна?

«Я не говорила о том, что у нас все хорошо, у нас действительно все плохо — мы не справляемся, это однозначно. Просто говорить так утрированно, что мы ничего не делаем — это не правильно. Мы работаем в рамках тех возможностей, которыми ограничены и при кадровом дефиците. У меня телефон разрывается от этих сообщений и фотографиями память вся забита, поэтому я согласна, что есть проблема.» — Алена Жигирь.

Заместитель начальника управления содержания жилищного фонда администрации Владивостока  Алексей Синягин заверил, что на регулярных совещаниях с управляющими компаниями они эти вопросы также озвучbт. Он также добавил что при существующей застройке, особенно в исторической части города невозможно выполнить требования к площадкам и поэтому ведется диалог и с прокуратурой и с региональным оператором для предложений по корректировке закона для возможности безтарного вывозу мусора по отдельным адресам, что накладывает требования к точности графика вывоза пакетов с мусором.

Лицензионные требования к УК такие, что на рынок может зайти любой. Весной был разговор губернатора с ГЖИ про управляющие компании, о том какая у них техника и ресурсы. Но если бы закон предусматривал подобные требования, то управляющих компаний было бы не порядка 400 как сейчас.

Помощник члена Общественной Палаты Геннадия Антропова предложил проблему решать финансирования ремонта и строительства площадок для мусора в том числе путем инициативного бюджетирования. При этом почему-то не было упомянуто, что эта форма предполагает конкурс проектов и наверно сложно будет конкурировать утилитарному «проекту по мусорной проблеме» с детскими или спортивными площадками, которые как показывают результаты голосований являются самыми востребованными у жителей и предпочтительными у жюри. Он также озвучил предложение ко следующей встрече по этой теме представить не только мониторинг негативных примеров, но и анализ нескольких успешных кейсов ка пример для других.

Напомним, любой горожанин может направить сообщение о состоянии одной или нескольких площадок в Госжилинспекцию через сайт правительства края как в произвольной форме, так и используя предлагаемые нами бланки (см. ссылки ниже), а также узнать, есть ли в доме совет, поинтересоваться у председателя, обсуждается ли этот вопрос с управляющей организацией.

Приложения:

Что не так с площадками ТБО в наших дворах и как это изменить?

Что нового в законодательстве про сбор отходов рассказали на школе «Управдом»

Ассоциация «Команда ТОС» и Общественная палата Приморья промониторят площадки ТБО во Владивостоке

Рабочая встреча Ассоциации «Команда ТОС» и регионального экологического оператора прошла в Правительстве края

Во Владивостоке разработан порядок согласования контейнерных площадок накопления ТКО

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.