Регистрация ТОС как НКО

Территориальное общественное самоуправление не обязано, но может по желанию пройти процедуру регистрации в качестве юридического лица, т.е. некоммерческой организации. Закон об НКО предусматривает большое множество форм, однако согласно письма Минюста России № 11-99821/18  от 27.07.2018 «О направлении Обзора применения законодательства Российской Федерации при решении проблемных вопросов в сфере государственной регистрации и осуществления контроля за деятельностью общественных объединений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций» для ТОС подходит такая форма как «общественная организация», что основано на п. 3.2 Статьи 50 Гражданского кодекса.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

Закон об общественных объединениях, детализирует процедуру создания общественная организаций, в частности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц.

Состав учредителей НКО ТОС в форме может отличаться от состава делегатов или членов Совета ТОС, но логично будет, если это будут люди из их числа. Например, у вас в ТОС 10 постоянных делегатов и 5 из них являются членами Совета ТОС, а 1 из этих 5 — председатель. Вы можете включить в состав учредителей НКО тех же 5 членов совета или минимум троих из них, председателем НКО также логично избрать председателя ТОС. Так или иначе, решение о формировании состава учредителей НКО для легитимности лучше принимать на собрании/конференции ТОС.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения.

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.

 

Для чего нужна регистрация юридического лица ТОС?

Регистрация ТОС в качестве юридического лица открывает дополнительные возможности по привлечению финансовых средств в виде субсидий муниципалитета, грантов и призов конкурсов, где одним из условий предоставления являются наличие юридического лица. Среди таких конкурсов — Фонд президентских грантов, конкурс проектов Социально-ориентированных НКО и множество других.

Наличие юридического лица также упрощает взаимодействие с другими юридическими лицами, как коммерческими, так и некоммерческими. К примеру, вы достигли договоренности с коммерческой структурой об их партнерстве в проекте благоустройства в качестве одного из спонсоров, то они могут заключить с вами договор и перевести деньги. Налоговой выгоды от благотворительности ваш спонсор не получит, его выгода будет только репутационной.

Органы власти и местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с уставом видов деятельности из списка в Статье 31.1 закона об НКО. Социально ориентированными признаются НКО, созданные и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества, что соответствует целям и задачам ТОС.

Под исполнителем общественно полезных услуг (ИОПУ) понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая соответствует одному из следующих требований:

  1. оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества;
  2. надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества.

Порядок принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, перечень и формы необходимых документов, порядок ведения реестра некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации. Полномочиями по принятию решения о признании СО НКО исполнителями ОПУ наделен Минюстом России и его территориальные органы.

Перечень общественно полезных услуг и критерии оценки качества предоставления устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с приоритетными направлениями, определяемыми Президентом Российской Федерации.

На сайте минюста ведется реестр СО НКО, а на сайте департамента внутренней политики Приморского края размещаются ежегодные реестры СО НКО, которые являются получателями государственной поддержки.

 

Недостатки создания юридического лица ТОС

Главным недостатком являются дополнительные хлопоты по юридическому и бухгалтерскому сопровождению юридического лица, ведь даже если в нем нет ни одного сотрудника и не прошло ни копейки денег и деятельности, которая бы проходила именно через юрлицо вы все равно обязаны отчитываться также как и все коммерческие организации в налоговую, фонды, а в отличие от них еще и в минюст.

То есть вам необходимо потратиться на услуги бухгалтера, но даже если сам председатель или один из учредителей, членов совета или делегат ТОС готов на безвозмездной основе оказывать эти услуги всё равно возникают затраты на канцелярские расходы (бумагу, чернила принтера), почтовые услуги, а также на электронную отчетность.

Чтобы компенсировать эти затраты можно собирать членские взносы и пожертвования физических лиц, включая жителей и юридических лиц (партнеров и спонсоров), что достаточно неравномерно и нестабильно, а также коллегиально принимать решения на уровне советов домов и ТСЖ, входящих в ТОС направлять средства на услуги, которые ТОС предоставляет этим домам согласно своей уставной деятельности.

Полезными услугами для отдельных домов могут являться: коммуникационная работа ТОС в оба направления — сбор и обработка мнений (опросы, анкеты), информирование населения через каналы ТОС (сайт, социальные сети, мессенджеры), консалтинговые услуги по подготовке общих проектов и заявок для участия в конкурсах. Оформим протоколом совета или правления ТСЖ дом может решить оплатить счет ТОС за подобные услуги, которые по факту обычно и делаются ТОСом и его активистами даже без образования юридического лица.

 

Какие документы необходимы для регистрации юридического лица ТОС?

  • Протокол решения учредителей ТОС или выписка из него;
  • Устав НКО ТОС, который будет повторять устав ТОС, с дополнительным разделами, регламентирующими финансово-хозяйственные вопросы возникающие в связи с появлением юридического лица;
  • Заявление о регистрации по форме № Р11001, подписанное уполномоченным лицом (обычно председателем), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов (подпись заявителя свидетельствует нотариус);
  • Квитанция об оплате государственной пошлины (4000 рублей по состоянию на 2022 год).

Все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов общественного объединения, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

Устав общественного объединения представляются в трех подлинных экземплярах (два подшиты, один – не подшитый), за исключением документов, представляемых в электронной форме.

Два экземпляра заявления, представляемого на государственную регистрацию, должны быть прошиты,  подпись заявителя на одном из них заверяется нотариусом.

Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

В законе сказано, что устав должен предусматривать:

  1. наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;
  2. структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

Базовый ОКВЭД: 94.99 Деятельность прочих общественных организаций.

 

Изменения устава ОО ТОС

Любые изменения в уставе требуют регистрации их в минюсте. Это любые правки данного документа, в частности, если меняются границы ТОС (это также проходит этап ГорДумы и мэрии), что в свою очередь может повлиять и на численность совета ТОС. Необходимо:

  1. Заплатить пошлину (800 рублей по данным на 2023 год);
  2. Протокол конференции граждан, на котором было решено внести изменения в устав и подать их в минюст – 2 экз;
  3. Измененный устав, заверенный мэрией — 1 экз;
  4. Нотариально заверенное заявление по форме №Р13014 о регистрации изменений уставав — это более 2000 рублей (нотариус попросит ИНН, ОГРН и протокол избрания председателя) и его копия, заверенная председателем;
  5. Сам устав в 3 экз (два сшитых с печатью и подписью на обороте и заверенных, один — на скрепке).

 

Куда обращаться для регистрации юридического лица ТОС?

Главное управление Министерства юстиции России по Приморскому краю

На сайте управления есть раздел, посвященный некоммерческим организациям, в том числе процедуре регистрации, отчетности и реорганизации.

 

СОНКО и ИОПУ

Органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории и органы местного самоуправления в приоритетном порядке оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям. Критерии признания НКО таковой прописаны в статье 31.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» — это осуществление в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:

  1. социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
  2. подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  4. деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
  5. развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
  6. деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
  7. проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
  8. участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
  9. социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
  10. мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
  11. содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
  12. увековечение памяти жертв политических репрессий.

Признать НКО социально ориентированной можно кроме федерального закона также законами субъектов РФ или нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Главное, чтобы виды деятельности были направлены на решение социальных проблем и развитие гражданского общества. В той же статье прописаны меры поддержки.

Под некоммерческой организацией — исполнителем общественно полезных услуг понимается СОНКО, которая не является иностранным агентом, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований:

  1. оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества;
  2. надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества.

Признание социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг регулируется статьей 31.4 ФЗ «О некоммерческих организациях». СОНКО может быть признана ИОПУ по решению уполномоченного органа власти и включена в соответствующий реестр сроком на два года с последующей возможностью пролонгирования. Порядок принятия решения о признании СОНКО ИОПУ устанавливается Правительством РФ.

Перечень общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания утвержден правительством, однако саму оценку качества оказания может осуществлять и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Укрупненно перечень выглядит так:

  1. Предоставление социального обслуживания в форме на дому.
  2. Предоставление социального обслуживания в стационарной форме.
  3. Предоставление социального обслуживания в полустационарной форме.
  4. Социально-трудовые услуги, направленные на оказание содействия в вопросах трудоустройства и в решении вопросов, связанных с трудовой адаптацией молодежи, матерей с детьми, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
  5. Услуги, предусматривающие реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Услуги по оказанию социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, а также по их социальному сопровождению.
  7. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  8. Услуги по профилактике искусственного прерывания беременности по желанию женщины.
  9. Услуги, направленные на социальную адаптацию и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
  10. Оказание помощи семье в воспитании детей.
  11. Услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе организация деятельности специализированных (профильных) лагерей.
  12. Услуги в сфере дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей.
  13. Услуги по психолого-педагогическому консультированию, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
  14. Услуги в сфере дополнительного образования граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе услуги обучения навыкам компьютерной грамотности.
  15. Услуги в сфере дополнительного образования сотрудников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе проведение консультативных и просветительских мероприятий), направленного на повышение качества предоставления услуг такими организациями.
  16. Услуги по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.
  17. Услуги, предусматривающие медико-социальное сопровождение лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и лиц, нуждающихся в медицинской паллиативной помощи, включая организацию оказания медицинской паллиативной помощи и содействие в ее получении.
  18. Услуги, направленные на медико-социальную реабилитацию лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью.
  19. Услуги в области физической культуры и массового спорта.
  20. Услуги по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществляемые организацией-оператором в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» в части популяризации системы независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и возможности участия в ней потребителей услуг, вовлечение граждан в независимую оценку.
  21. Деятельность по оказанию следующих услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.