Мусорный коллапс: подконтрольные Владимиру Николаеву компании не справились с вывозом отходов во Владивостоке

Три из четырех компаний, которые должны вывозить мусор на полигон регионального оператора, подконтрольны Владимиру Николаеву. Четвертая компания, вывозящая мусор во Владивостоке, зарегистрирована в Новосибирске. Все они не справились со своими обязанностями в новогодние праздники. Больше всего жалоб было на вывоз ТКО в Ленинском и Первомайском районах. VL.ru разбирался, кто вывозит мусор, почему возник коллапс и что будет дальше.

Читатели VL.ru продолжают присылать наглядные доказательства того, что региональный оператор и компании, заключившие с ним договор на оказание услуг по вывозу ТБО из пяти районов Владивостока, не справляются со своими обязанностями.

Кто вывозит мусор?*

Всего исполнителей четверо на пять районов Владивостока. Контракты с ними были подписаны в октябре прошлого года до 31 декабря 2021 года. Общая сумма всех пяти контрактов составила 786 069 995,08 рубля. Суммарно вывезти они должны 327 398 тонн мусора за два года.

Первомайский и Ленинский районы обслуживает ООО «Даль-ЭКО», единственным владельцем которого с июня числится Раиса Николаева, предположительно мать бывшего мэра Владивостока Владимира Николаева. Директор компании — Елена Кожушко. Она же управляет еще двумя компаниями Раисы Николаевой, связанными со сбором отходов. Отметим, что Николаева числится соучредителем нескольких управляющих компаний, в том числе «УК Ленинского района» и «УК Первомайского района».

Контракт на Первомайский район был единственным конкурентным — на торги вышло две компании. И «Даль-ЭКО», и второй участник, ООО «Чистый Сервис НСК» из Новосибирска, синхронно снизили цену на 7%. Но местная компания была на полминуты быстрее. В итоге вместо 248 635 156 рублей ООО «Даль-ЭКО» заключило договор за 231 230 695,08 руб. По расчетам оператора, Первомайский район за 24 месяца накопит 88 798,27 тонны мусора.

Ленинский район — второй по стоимости контракт, который был заключен с единственным участником аукциона, ООО «Даль-ЭКО», по максимальной цене в 246 457 036 рублей. Вывезти нужно будет 88 020 тонн за 24 месяца.

Третьим по цене стал Первореченский район, 232 634 920 рублей за 83 083,9 тонны мусора. На торги заявилась единственная компания, ООО «Чистый город». Ее учредитель – Алан Будаев, сын бывшего вице-мэра в администрации того же Владимира Николаева. В 2006 году он и еще несколько чиновников были фигурантами уголовного дела о хищении 151 млн рублей из городского бюджета. Суд приговорил Будаева к лишению свободы, но позже приговор был отменен.

Другая компания Будаева, ООО «Экологическое предприятие «Город Н», без конкурентов прошла и на торги по Советскому району за 178 337 908 рублей. Им предстоит вывезти 63 692,11 тонны мусора.

Единственный район, который обслуживает не компания Николаева и даже не местная организация, – это Фрунзенский. На торги заявился только один участник, ООО «Чистый Сервис НСК» из Новосибирска. Достоверных связей с местными организациями у компании обнаружить не удалось. Фрунзенский район стал самым недорогим в обслуживании: цена контракта составила 106 409 436 рублей за 38 003,37 тонны мусора в течение 24 месяцев.

*Сведения о компаниях предоставлены информационно-аналитической системой Seldon.Basis.

Почему возник коллапс?

К новогодним праздникам региональный оператор и его подрядчики оказались не готовы, несмотря на то, что ежегодно именно на долгих зимних выходных у домов скапливается рекордное количество мусора.

Как сообщали жители города в редакцию VL.ru, мусор перестали вывозить еще с 30-31 декабря 2019 года. Это подтвердил и заместитель директора КГУП «Приморский региональный оператор» Сергей Лазарев. По его словам, самая серьезная проблема сложилась в двух районах Владивостока – Ленинском и Первомайском. Это как раз самые крупные и дорогие контракты, которые выиграли подконтрольные Николаеву компании.

«Исторически там работали другие компании, небольшие, – говорит Сергей Лазарев. – И вот они некоторые свои площадки побросали уже 25-го числа. Мы вывозили своими силами. Затем наступило 1 января, новогодние праздники. У «Даль-ЭКО», которая обслуживает эти районы, техники было достаточно, а вот водители не вышли на работу».

Его слова подтвердила и директор ООО «Даль-ЭКО» Елена Кожушко – говорит, сработал человеческий фактор новогодних праздников. По ее словам, коллапс сложился из ряда факторов – где-то были запаркованы дворы так, что широкие мусоровозы не могли подъехать к бакам и осуществить загрузку контейнера в кузов, где-то мусор начали подбрасывать в придомовые контейнеры юридические организации, например, кафе.

Региональный оператор частично подключил свои машины — 20 единиц техники. Но возникла еще одна серьезная мусорная проблема в Лесозаводске, и часть машин перебросили туда.

С тем, что компания не рассчитала силы, руководитель не согласна. Говорит, рассчитывали с запасом, но судили не по новогодним праздникам, а по среднему количеству мусора в обычный день.

«О том, что невозможно подъехать к домам или нельзя произвести погрузку контейнера в мусоровоз, мы составляем акты и направляем их региональному оператору, – говорит Елена Кожушко. – Но если мусор не вывезли один день, то на следующий день его меньше не становится, а наоборот. Сбивается выстроенный график. В течение недели после Нового года мы входили в русло, а затем наступило 7 января и пошел сильный снег. Теперь наши машины борются со снегом и льдом, потому что не к каждому дому можно подъехать. Сегодня наши машины забрались, например, до середины Нерчинской и забрали там часть мусора. Но к верхним домам подъехать так и не смогли. На Уборевича, 14 тоже сложный заезд, мусоровоз пытался проехать в арку между домами четыре раза, но его по льду сносило на припаркованные машины. В результате пришлось оставлять машину на проезжей части и вручную забирать мешки из контейнеров. Мы сообщаем об этих проблемах во все инстанции, но график вывоза снова сдвигается».

И региональный оператор, и «Даль-ЭКО» говорят о том, что мусор вывозится, хотя по десяткам адресов мусорные контейнеры завалены черными пакетами и присыпаны снегом.

На восстановление нормальной работы может потребоваться еще несколько дней.

Что в контракте?

Контракты заключены сроком на два года. К своим обязанностям в части вывоза мусора подрядчики должны были приступить 1 января 2020 года. Действуют договоры до 31 декабря 2021 года. Во всех прописаны штрафные санкции за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Штрафы высчитываются в размере 0,5% от цены контракта – таково требование закона о госзакупках. Сверху «штрафникам» начисляется пеня в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ (6,25) – около 0,021% в день от суммы неисполненных обязательств по контракту.

Исполнители начали нарушать контракты уже с 1 января, так что штрафы им начисляются за каждый факт нарушения от полной стоимости контракта. Так, «Даль-ЭКО» за Ленинский район может платить 51 756 рублей в день, а за Первомайский – 52 213 рублей в день. Однако соответствующие требования еще не вынесены, ведется претензионная работа.

Все контракты заключены с банковской гарантией, которая составляет 10% от цены договора. По сути, это финансовая «подушка», перечисляемая на счет регионального оператора. В случае, если компания выполняет свои обязанности без нареканий, по истечении срока контракта гарантия возвращается исполнителю. Если же подрядчик выполняет свою работу некачественно и не оплачивает штраф, то регоператор может «распаковать» гарантию, о чем говорила зампред правительства Приморского края Елена Пархоменко.

По условиям контракта, исполнитель осуществляет транспортирование ТКО мусоровозами, отвечающими техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством. В частности, на каждой машине должно быть установлено спутниковое оборудование GPS/Глонасс. Причем подрядчик должен в течение нескольких дней дать региональному оператору доступ к отслеживанию каждой машины. В отношении каждого транспортного средства должен вестись маршрутный журнал.

Как сказал заместитель директора КГУП «Приморский экологический оператор» Сергей Лазарев, в контрактах нет пункта о том, что мусоровозы должны быть собственностью компании. Они могут прибегать и к аренде, и к лизингу, и к любой другой форме использования транспортных средств. Лишь бы их было достаточно.

В каждом контракте прописан тоннаж вывозимого мусора по району. Из этого количества была сформирована начальная максимальная цена контракта. Все поставщики, к которым обращались за котировками, выставили одну и ту же сумму – 2800 рублей за одну тонну мусора.

Претензии от потребителей и самого оператора должны рассматриваться в течение суток и устраняться в течение пяти часов или в согласованный с регоператором срок. Если проблема была устранена, то подрядчик обязан проинформировать об этом оператора в течение часа. Все нарушения заносятся в акт, который составляет комиссия.

Несмотря на то, что в контракте прописана возможность расторжения договора в одностороннем порядке, Сергей Лазарев признает, что это будет непросто. Если обе стороны не согласятся на расторжение договора, то он будет разрываться через Арбитражный суд.

Для всех подрядчиков на время действия договора действует одинаковое условие. Если будет три существенных нарушения в течение календарного года, то контракт расторгается.

В колл-центре регионального оператора принимают жалобы на вывоз мусора. Правда, звонок переходит почему-то на расчетный центр. Как пояснила оператор, они составляют заявки по жалобам жителей и передают оператору, который, в свою очередь, передает данные исполнителю контракта.

Что с тарифом?

Предельный тариф на вывоз ТКО был утвержден правлением департамента по тарифам администрации Приморского края 19 декабря 2019 года. Он составил 4 494,52 рубля за тонну. В год, согласно нормативу, один человек производит 173 кг бытовых отходов. То есть ежемесячная оплата должна составлять 64,8 рубля. Иных документов, касающихся тарифов, на сайте теперь уже правительства Приморского края нет.

Нормативы, правда, собирались менять в сторону увеличения. Однако на сайте регоператора все еще указаны нормативы накопления ТКО, утвержденные приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 04.12.2017 № 365.

В презентации же оператора, которой уже нет в доступе на сайте, но которая все еще доступна по ссылке, указан тариф 5791 рубль за тонну отходов или 83 рубля в месяц с одного прописанного в многоквартирном доме.

Официального постановления, которое бы остановило эту занимательную арифметику, нет до сих пор. Видимо, окончательный тариф жители Владивостока узнают в феврале, когда получат первые счета за вывоз мусора от Приморского экологического оператора.

Источник — Vl.ru

На пятый день нового года ситуация с вывозом мусора в Приморье начала исправляться

Что не так с площадками ТБО в наших дворах и как это изменить?

Новые платежки и раздельный сбор: Приморье на пороге мусорной реформы

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *