Общественная палата Приморья рассмотрела инициативы мэрии Владивостока, тормозящие развитие ТОС

8 февраля на совместном онлайн-заседании двух комиссий Общественной палаты Приморского края — по общественному контролю и по развитию гражданского общества рассматривались инициативы мэрии Владивостока по границам территориальных общественных самоуправлений.

Напомним, 20.01.2021 была попытка внести в Думу города предложения по изменению Положения о ТОС (№ 157 от 22.12.2005), которые сразу же получили негативную оценку членов Ассоциации развития ТОС в городе Владивостоке «Команда ТОС», что подтвердилось позже и результатами опроса 37 представителей ТОС города Владивостока (председатели и члены коллегиальных органов ТОС). Суть предложений мэрии сводилась к тому, чтобы усложнить процедуру создания ТОС. Полностью проект муниципально-правового акта выглядел так.


Внести в приложение к решению Думы города Владивостока от 22.12.2005 № 157 «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Владивостоке» следующие изменения:

в статье 7: часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. В состав территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, не входят территории:

  • предоставленные в установленном законодательством порядке физическим и юридическим лицам (за исключением общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах);
  • в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;
  • в отношении которых принято решение о подготовке документации по планировке территории;
  • занятые инженерными сооружениями, сетями и коммуникациями;
  • являющиеся особо охраняемыми природными территориями.».

часть 4 дополнить абзацем следующего содержания:

«сведения, содержащиеся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, свидетельствующие об отсутствии в составе территории, на которой планируется осуществлять территориальное общественное самоуправление, территорий, указанных в части 3 настоящей статьи».


Сегодня также были направлены обращения в адрес главы города, председателя городской думы и в прокуратуру с комментариями по данным поправкам, которые не были отклонены на заседании  Комитета по местному самоуправлению, законности и развитию институтов гражданского общества, а лишь направлены на доработку, что вызывает опасения, ведь их могут попытаться «протащить» снова слегка изменив формулировки не меняя сути.

Сложившаяся правоприменительная практика на уровне думы и администрации города приводит к тому, что границы и территория ТОС трактуются как синонимы (ситуация вокруг границ ТОС «Юмашева»). Однако ТОС не претендуют на какие-либо полномочия внутри территорий учреждений (детсады, школы, полиция и т.п.) или частной собственности (магазины и прочее). Однако принцип объединения домов дворами и кварталами с учетом требования неразрывности территории делает логичным включение любых таких объектов в границах ТОС.

Пункт «предоставленные в установленном законодательством порядке физическим и юридическим лицам (за исключением общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах);» вместо прежней редакции «закрепленные в установленном порядке за учреждениями, предприятиями и организациями, не входят в состав территории, на которой действует территориальное общественное самоуправление.» можно считать адекватным и принять, при условии, что территория и граница перестанут считаться синонимами и попадание территорий таких объектов в границы не будет препятствие для создания ТОС. Если какие-то ТОС в силу недостаточной грамотности будут претендовать на полномочия, которыми они не обладают – всегда достаточно будет провести разъяснительную работу как со стороны Администрации города, так и от Ассоциации ТОС.

Пункты «в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории» и «в отношении которых принято решение о подготовке документации по планировке территории» необходимо исключить, поскольку вопросы проектирования и строительства достаточно полно регулируются Градостроительным кодексом. Создание ТОС никак не пересекается и не мешает работам по ДПТ или функционированию зон КУРТ. Более того, на примере ТОС «Патрокл-Сочинская» можно отметить, что именно консолидация граждан позволяет выйти на конструктивный диалог как с проектировщиками, так и с застройщиками. 29 января на площадке «Точки кипения ВГУЭС» прошла презентацию новой планировки района, о чем написали СМИ города:

Этот путь гораздо плодотворнее конфронтации, такой как на улице Шилкинской.

Пункты «занятые инженерными сооружениями, сетями и коммуникациями» и «являющиеся особо охраняемыми природными территориями» также являются избыточными, т.к. природоохранные вопросы также достаточно отрегулированы в законодательстве и никак не связаны с вопросами местного значения, которыми занимаются ТОС, ТОС может выступать лишь с инициативами ровно также как это делают отдельные граждане, но ключевая ценность в том, что сначала эти граждане договорились о единой позиции и вы просто получаете консолидированное мнение по тем или иным вопросам. Инженерными сетями же окутан весь город и такое требование делает реализацию ТОС практически невозможной.

Тормозя развитие такого важного инструмента гражданского общества как ТОС через усложнение процедуры администрация потворствует разобщению граждан, нарастанию социальной напряженности и падением доверия граждан ко всем уровням и ветвям власти. В текущий предвыборный год на фоне введения новых критериев оценки губернаторов это может негативно сказаться на ситуации в нашем любимом городе.

На основании проведенного нами опроса мы предлагаем направить усилия на другие поправки в Положение о ТОС:

  1. Добавление механизма ликвидации ТОС на основании бездействия. Бездействующим признать ТОС, который в течение одного календарного года не провел ни одного собрания/конференции. Этот механизм обсуждался более года назад на втором заседании Совета ТОС при главе, его скорейшее внедрение позволит появиться новым ТОС на месте бездействующих.
  2. Добавление механизмов интеграции ТОС в инструменты инициативного бюджетирования – эти механизмы уже готовятся, чем скорее они будут приняты, тем больше будет польза для горожан.
  3. Детализации процесса передачи части полномочий муниципалитета в пользу ТОС по договору. Бывший уже заместитель господин Стоценко утверждал на том заседании, где вносил спорные поправки, что ТОС должны заниматься уборкой и благоустройством. Некоторые ТОС действительно готовы это делать и наверняка делать они это будут качественней, т.к. заинтересованы непосредственно. Но для реализации нужны не только уже отраженная в действующем Положении о ТОС теоретическая возможность, но и первый прецедент с финансированием подобного рода договоров.

Мы также предложили впредь муниципальные правовые акты, касающиеся инструментов гражданского общества, в т.ч. таких как ТОС пропускать до внесения в Думу города Владивостока через портал раскрытия информации о разработке органами исполнительной власти проектов нормативно правовых актов regulation-new.primorsky.ru.

Администрации Владивостока выгоднее разобщенная толпа горожан, а митинги их забавляют?

Почему тема ТОС показательна для Владивостока? Это критерий профпригодности чиновника!

Администрация Владивостока предложила ограничить права ТОС по формированию границ

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.