Кто в городе главный? Разбираемся в деталях, очевидное и невероятное!

Кто главный в городе? Мэр — ответит большинство. Губернатор — ответят те, кто считают, что разбираются с нынешней политической обстановке Владивостока и Приморья. Есть конечно еще версия о мировой закулисе, но и кучку местных олигархов, или, говоря языком политологов, представителей финансово-промышленных групп тоже нельзя сбрасывать со счетов. Во всех этих утверждениях есть доля правды.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Решение ГОРОД (@urbansol.city)

Но когда вы себя, как гражданина исключаете из этого списка «главнюков» даже в таком мыслительном упражнении, это уже определяет все происходящее вокруг вас. Напомним, единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ — так сказано в первой главе конституции. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления и если они работают недостаточно хорошо, то вы вправе использовать свою суперспособность — ваш голос.

Речь в этой публикации идет не о выборах и референдумах, которые посещать нужно, т.к. они являются высшим непосредственным выражением власти. Речь также идет не о проявлении вашего голоса на кухонных дебатах или в сообщениях в Whastapp или в социальных сетях, хотя и это тоже важно — ведь так, вы находите единомышленников. Мы хотели немного рассказать вам о специальном законе, который регламентирует взаимоотношения органов власти и граждан, а также о том как устроены рабочие будни типичного чиновника и как нужно действовать, чтобы ваш голос был услышан.

Федеральный закон N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» был принят в 2006 году. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц. Обращение может быть осуществлено в письменной, электронной (через сайт) или устной форме, исходя из содержания оно может трактоваться как предложение, заявление или жалоба. Сайты органов власти в свою очередь регламентируются федеральным законом N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009.

В законе прописано, что анонимки (письме без указания автора и обратного адреса), а также неадекватные сообщения (ругательства и угрозы) просто не будут рассматриваться. Если же ваше письмо написано неразборчиво или из его текста невозможно выяснить суть вопроса, то вам об этом должны сообщить в течение 7 дней. Вам также сообщат, если ответ по существу предоставить не смогут из-за государственной тайны.

Чтобы избежать неправильного толкования вашего вопроса старайтесь излагать мысли четко, без двусмысленностей. Из практики следует, что лучше не пытаться включить в одно обращение сразу несколько вопросов, лучше направьте несколько отдельных обращений, иначе у получателя будет маневр и право интерпретировать ваше послание по своему усмотрению и ответить лишь на некоторые вопросы. Если несколько вопросов тесно связаны и вы отправляете их как одно обращение, то обозначьте их пронумерованным списком, чтобы в тексте они были явно обозначены. В случае необходимости в подтверждение своих доводов прилагайте к обращению копии документов, материалы, фотографии.

В законе явно указан запрет преследования гражданина в связи с его обращением  с критикой, но если ощущение угрозы вас не покидает, то вы можете прибегнуть обращению коллективному, либо к обращению от лица организации (общественной, правозащитной или от имени территориального общественного самоуправления) или от депутата с просьбой не указывать вас как автора, если конечно речь не идет о какой-то вашей личной проблеме. Если же вы предвкушаете бездействие при обращении в тот орган, работа которого вас не устраивает, то можно также обратиться в вышестоящий орган или опять же к депутату.

Если вы убеждены, что вас просто кормят отписками, то подумайте вот о чем. С точки зрения «плохого чиновника» ваше обращение — это дополнительная работа, раздражающий фактор, как муха, от которой хочется отмахнуться. Описанный выше закон не мотивирует госслужащих на решение описанной вами задачи, единственное на что он их мотивирует — это предоставление ответа. Но сам факт наличия ответа не есть решение задачи. Статья 9 гарантирует, что обращение непременно примут, а статья 12 гласит, что его рассмотрят в течение 30 дней со дня регистрации (иногда для предоставления ответа по сути срок могут продлить не более чем на 30 дней, уведомив об этом).

Вы имеете право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие или бездействие в связи с рассмотрением обращения в административном и/или судебном порядке. Просто «бомбить» чиновника повторными обращениями с одним и тем же текстом не вариант, т.к. на такой случай есть пункт 5 статьи 11 — если в вашем новом обращении нового ничего нет, то вам укажут на безосновательность очередного обращения и сообщат о прекращении переписки. Чтобы появилась новизна нужно:

  • Добыть новые аргументы
  • Обратиться к другому органу власти

Чтобы появились новые аргументы придется погрузиться в суть вопроса. Да, вам придется «попыхтеть», ведь спасение утопающих — дело рук самих утопающих. В финале у вас будет ощущение, что вы поработали за чиновника, но бонусом в этой борьбе будет решение вашей проблемы, а иначе и начинать ведь не стоило! Обычно в самих ответах уже содержатся подсказки — какие законы почитать следует, с каких углов зрения еще на вашу проблему следует посмотреть, какие органы власти еще могут быть причастны к её решению, кто еще кроме вас может быть пострадавшей стороной?

Вы можете действовать поступательно — по мере получения новых ответов вовлекать в переписку новых фигурантов, но можете обратить и сразу в несколько инстанций, иногда этот дает эффект снежного кома и рикошета. В тоже время, органы власти могут ваше обращение перенаправить и сообщить о том, что вы обратились не по адресу.

К примеру, в вопросах ЖКХ в рамках своего дома сначала нужно обратиться в управляющую организацию или к председателю правления ТСЖ/ТСН. Если это не помогло, прикладывая ответ (если он есть) первой инстанции обратитесь в государственную жилищную инспекцию. Если же ответ инспекции наталкивает вас на мысль, что она недорабатывает — обратитесь в прокуратуру, прикрепив все ранее полученные ответы.

Если «снежный ком» нужно усилить, то привлекайте к своей проблеме СМИ и соцсети, однако далеко не любое обращение найдет отклик у журналистов. Нужно понимать, что задача журналиста — выдать материал, который будет востребованным, то есть интересным, получит просмотры, отзывы репосты в социальных сетях. Собственно соцсетями вы тоже вправе воспользоваться, но если вы не известный блогер, то ваше сообщение может утонуть в общем информационном шуме. Пользуясь социальными сетями не забывайте о действующем законодательстве, в частности об оскорблениях власти, о диффамации, о персональных данных чтобы ваша работа по восстановления несправедливости не принесла вам же вреда.

Чтобы СМИ и популярные паблики хотя бы изучили ваш случай нужно сначала собрать всю переписку, включая ваши запросы и ответы на них, фото и прочие материалы, а поскольку журналист как и любой другой человек — существо ленивое, то сами напишите краткое описание ситуации. Действуйте по законам отрасли — придайте драматизма своему повествованию, ведь заинтересуются в первую очередь чем-то достаточно сенсационным или если ваш частный случай иллюстрирует некую системную проблему.

Часто местная и региональная власть ангажирует СМИ через систему муниципальных и государственных контрактов, получая возможность цензурировать их редакционную политику. Кроме того, даже на локальном рынке аудитория СМИ пересекается не полностью, у каждого есть свой «ядерный» читатель. Обращаясь сразу в несколько СМИ, вы повышаете свои шансы донести информацию о вашей проблеме до максимально широкой аудитории.

Несмотря на соблазн сделать все без отрыва от компьютера/телефона иногда следует прибегнуть к возможности личного приема, который описан в 13-й статье закона. Далее приведем фрагмент этой статьи:

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Сейчас практически все помещения приемных снабжены видео и аудио фиксацией, тем не менее именно на личном приеме «хороший чиновник» вам может сказать что-то, чего никогда не будет в письменном ответе — то есть даст необходимую вам подсказку, если сам помочь не может. Расписание приема граждан размещается в начале месяца или накануне на сайте соответствующего органа власти, в некоторых действует предварительная запись на прием.

Итак, куда можно и нужно обращаться:

Ситуация, когда закон заставляет чиновника лишь давать ответы, без необходимости решать сами вопросы привела к появлению множества надстроек, как государственных, так и частных, которые используют информационные технологии. Обычно это сайт и/или приложение для телефона, который реализует принцип «единого окна», а одни из лучших в этом роде — Активный гражданин в Москве и Добродел в Московской области. Среди частных проектов на уровне страны — тематические РосЖКХ и РосЯма от Фонда борьбы с коррупцией.

В Приморском крае портал «Народный контроль», созданный по заказу Администрации Приморского края в прошлом году был перезапущен с названием «Сделай Приморье лучше«, который очень быстро набрал популярность, однако и он не решает проблему отписок.

Нужно отметить, что во Владивостоке давно работает сайт ЗаДело.рф, созданный командой депутата краевого парламента Дмитрия Новикова, который демонстрирует достаточно высокую эффективность, ведь помимо чисто посреднической функции здесь есть и медийная составляющая и депутатский статус запросов.

Примеры из жизни, когда проблема решалась именно комплексным подходом, множеством запросов, личными встречами:

Ваш депутат: инструкция по применению

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *