Внесенные в вчера в думу новшества по теме ТОС нельзя расценивать иначе как закручивание гаек. Напомним, их перезапуск случился в 2018 году, а затем их планомерно хоронят. Это и дополнительные незаконные препоны по регистрации в части границ, а также то, что вместо целевой программы развития ТОС в которой предполагалось хоть и скудное, но хоть какое-то финансирование предложили т.н. инициативные проекты для всего города.
Новый конкурс инициативных проектов сам по себе не плох, как и программа «1000 дворов», но с программой развития ТОС и это не взаимоисключающие альтернативы. Лишив ТОСы финансовой поддержки проектов на городском уровне у людей отпадает стимул в их создании. Мотивы инициаторов этих процессов мне понятны — плохой чиновник рассматривает консолидацию граждан как угрозу. Хороший же чиновник и депутат видит в ТОС партнеров и опору.
То же самое касается и бизнеса, включая строительный. Видимо кто-то думает, что лучше если граждане разобщены — их можно воспринимать как толпу, которая внутри себя не может договориться о чем-либо. А ведь ТОС для этого и создается — чтобы граждане сначала на масштабе своей территории — двора, улицы, района пришли к единому мнению и затем уже обсуждали его с другой стороной.
Вместо этого мы получаем уже ставшие традицией Владивостока митинги у строек и бросающихся под строительную технику особенно отчаянных граждан. В ситуации с новым домом рядом с Шилкинской 4 мы наблюдаем ровно такую же картину — архитекторы и застройщики продемонстрировали беспрецедентную для Владивостока готовность к диалогу, разные варианты проекта представили, но у них проблема — нет второй стороны для диалога — непонятно как реализовывать слова главы города о том, что«застройщик также должен договариваться с жителями и искать баланс интересов». С гражданами — это с кем конкретно?
Вот как выглядело предложение об изменениях Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Владивостоке по версии заместителя главы Владивостока Натальи Соколовой:
в статье 7, часть 3 изложить в следующей редакции: «3. В состав территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, не входят территории:
- предоставленные в установленном законодательством порядке физическим и юридическим лицам (за исключением общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах);
- в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;
- в отношении которых принято решение о подготовке документации по планировке территории;
занятые инженерными сооружениями, сетями и коммуникациями; - являющиеся особо охраняемыми природными территориями.»
В качестве обоснования сказано, что во избежание норм 131 ФЗ, а именно абзаца «Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.» и с учетом правоприменительной практики предлагается уточнить положение требованиями к составу территории, на которой осуществляется самоуправление.
В учетом предлагаемых требований на практике вряд ли получится удовлетоворить другому требованию того же положения — в статье 7, часть 2, пункт 3) «территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (если в его состав входит более одного жилого дома), неразрывна.» На примере возможных границ ТОС на улице Спортивной показана эта проблема: за вычетом всего нежилого чтобы два двора объединились в ТОС им нужно будет нарисовать на карте очень непростую главное — непрактичную фигуру, в результате чего из границ ТОС выпадут фрагменты тротуаров, окружающих островок.
Нужно также отметить, что включение в границы того или иного ТОС территорий нежилых объектов, таких как детсады и школы, магазины и отделения полиции не предоставляет ТОС никаких имущественных и хозяйственных прав на них. Однако на всякий случай администрация решила оградить граждан от «излишних возможностей».
Объединение граждан во Владивостоке местная власть считает опасным, ей комфортнее работать только с лояльными организациями и активистами в режиме управляемой декоративной демократии. Годы царизма и советской безынициативности граждан на генном уровне мешают некоторым принять нормы гражданского общества.
Чем мы можем ответить таким чиновникам? Не дать принять такие поправки, обратившись в прокуратуру. И вообще быть с ними строже, исключить из лексики обращений просительные выражения. Гражданин налогоплательщик – это работодатель чиновника. Пристально следить за их работой, строго спрашивать и быть требовательными, наказывать через надзорные органы за проступки и бездействие. Называть имена антигероев и высмеивать публично их публично.
Антигерой вчерашнего дня — заместитель мэра Владивостока Наталья Соколова, за чьей подписью вчера были внесены инициативы по урезанию границ ТОС.
На втором заседании Совета ТОС долго спорили о границах ТОС Юмашева
Администрация Владивостока предложила ограничить права ТОС по формированию границ