18 декабря во ВГУЭС состоялось открытие т.н. «Точки кипения». Это такой проект АСИ (Агентство стратегических инициатив), предполагающий создание пространств коллективной работы, различных мероприятий, полезных для города, региона и страны. Обычно они открываются на площадках университетов и во Владивостоке первая «Точка кипения» была открыта в ДВФУ.
Ассоциация «Команда ТОС» провела в этот день на площадке ВГУЭС круглый стол «Энергия изменений», на которой присутствовали руководитель представительства АСИ по Дальнему Востоку Ольга Курилова и депутат Думы города Владивостока Кирилл Григорьев и сотрудники управления туризма и общественных инициатив, курирующего вопросы ТОС в мэрии Владивостока. Ассоциацию представляли (по алфавиту):
- Кирилл Батанов — председатель правления ассоциации «Команда ТОС»
- Виталий Гречанюк — ТОС «Патрокл-Сочинская»
- Петр Гуляев — ТОС «Зеленый Экипаж на Русском»
- Антон Киселёв — ТОС «Патрокл-Басаргина»
- Валентина Моисеенко -ТОС «Иртыш-32»
- Дмитрий Морозов — ТОС «Капитан»
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Заслушали доклады председателей ТОС об опыте работы и обсудили проблемы во взаимодействии с администрацией города Владивостока. Основные тезисы:
- Необходимость создания юридического лица — является серьезным барьером для доступа ТОС к бюджетным деньгам, поэтому в 2020 году в конкурсе был только один ТОС в качестве участника и победителя…
- На примере ТОС «Патрокл-Басаргина» показано, что администрация города не проявляет инициативы и порой затягивает процесс приемки земли и сооружений в муниципальную собственность, что позволяет ей ничего не делать на некоторых территориях, находящихся географически в черте города, но и ТОСам не позволяет реализовывать там инициативы через конкурсы и гранты, вынуждая их скидываться и сделать все сами, работая вместо мэрии — классический пример с дорогами описан здесь.
- Направить запрос в думу города о том на какой стадии находятся поправки в положение о ТОС об упразднении границ фактически недействующих ТОС, который был озвучен в сентябре 2019 на втором Совете ТОС при главе города.
- Предложено направить в Законодательное Собрание Приморского края предложение о совместной работе по законодательным норма на площадке «Точка кипения ВГУЭС».
- В связи с предстоящей работой в формате инициативного бюджетирования обсудили необходимость консультаций администрацией города для ТОС по подготовки проектов, а также задались вопросом «сколько же нужно денег в бюджете на проекты ТОС»…
Далее — как раз деньгах для ТОС… Когда мы видим публикации в интернете о том, сколько денег выделяется на проекты ТОС в других городах и регионах, то нужно не забывать сравнивать не только эти цифры, но также и бюджетные возможности соответствующих городов и регионов, а также количество ТОС, как и самих проектов.
Для того чтобы приблизительно оценить бюджетные лимиты для одного среднестатистического проекта ТОС необходимо вначале очертить примерный круг работ, услуг, мероприятий, сооружений, которые могут входить в такие проекты. Этот может быть достаточно широкий спектр, т.к. у каждого ТОС своя специфика территории, есть схожие потребности, а есть уникальные. Но это может быть не закрытый для пополнения список как в общих направлениях, так и в деталях — этот классификатор может быть подмножеством всего того добра, которое причиняет администрация своему городу по умолчанию, ну или должна в теории.
Сформировав в первом приближении такой список следует оценить мониторингом открытых данных среднюю стоимость таких работ в конкретном городе и регионе в настоящее время. Цены имеют свойство расти и сильно различаться по городам и регионам исходя из наличия или отсутствия материалов, поставщиков, необходимости транспортировки и т.д. Это можно сделать грубо, но быстро через сайт госзакупок, либо более долгим путем — через отправку запросов в несколько организаций. Конечно же экспертные знания по среднерыночным ценам есть у чиновников профильных органов власти — управлений администрации Владивостока и департаментов правительства Приморья. УДИБ, УСЖФ, архитектура, ВПЭС, транспорт, дирекция общественных пространств и прочие… Но даже и внутри одного вида работы такого как например «детская площадка» включается большой простор для фантазии и выбора палитры поставщиков и материалов на любой кошелек.
Примерный список (цифры еще более примерные, чем сам список):
- детская/спортивная площадка формата двора — 1-5 млн?
- большое спортивное сооружение формата района (хоккейные коробки, мини-стадионы с полем для футбола/волейбола/баскетбола) — 3-12 млн?
- асфальтирование территории (дороги, тротуары) — 1-10 млн?
- ливневая канализация — 1-5 млн?
- подпорные стенки — 500 тыс — 5 млн?
- лестницы — 300 тыс — 1 млн?
- освещение — ?
- озеленение — 200-800 тыс?
- сквер, который может включать соответственно пункты 1 и 8, а также любые нестандартные малые архитектурные формы от лавок и урн до статуй до фонтанов — миллионы и десятки миллионов?
- павильоны остановок общественного транспорта — сотни тысяч?
Принимая во внимание, что территории разных ТОС отличаются по размеру, структуре городской среды, возрасту строений и сооружений, их качеству и состоянию мы понимаем, каждый конкретный проект может включать в себя как отдельный элемент из полученного списка, так и комбинацию. В то же время, не обязательно ориентироваться на самую верхнюю планку полученную суммированием элементов, т.к. проект можно реализовывать этапами и очередями. Кстати, этот факт следует учитывать и не запрещать одним и тем же ТОС участвовать в тех или иных конкурсах и программах каждый год подряд. Здоровая конкуренция по прозрачной системе критериев лучше, чем тепличные условия для пассивных в виде блокировки активных.
Для того чтобы оценить сколько нужно денег выделить в бюджете на проекты ТОС города в один год нужно также понимать, что далеко не все ТОС из числа зарегистрированных могут по факту инициировать проект. Кстати, требование обязательного прохождения обоих этапов регистрации ТОС (дума+мэрия), но без необходимости регистрации юрлица для участия в инициативном бюджетирование, как и принятие механизма ликвидации недействующих ТОС повысило бы дисциплину и общий метаболизм всей системы.
Но даже понимание количества ТОС, реально могущих подготовить проект отличается от того, сколько проектов будет подано и тут мы снова вспоминаем неплохую и уже не новую идею о реестре инициатив. Хотя его создание и поддержание — это административная работа (затраты времени и сил), которую пока ни администрация, ни ассоциаций не провели. Есть точное понимание, что нынешнего лимита в 2 млн рублей на в год явно нехватает, но без выполнения описанного выше анализа видов работ и формирования хотя бы первой версии реестра любой предложенная цифра будет очень «с потолка».
Бюджетная логика в стране устроена так, что если выделенные деньги не осваиваются, но в следующий раз их будет меньше, а это значит, что только заблаговременная подготовка проработанных проектов позволит формулировать из года в год обоснованные требования к формирования расходных обязательств бюджетов города и края на поддержку инициатив ТОС.
На конференции в мэрии обсудили интеграцию ТОС в муниципальные программы и реестр инициатив
Комиссия Общественной палаты Приморья обсудила законопроект региональной поддержки ТОС