Обзор последних законодательных инициатив вокруг ТОС

После обновления Конституции кабмин и госдума стали генерировать новшества вокруг территориальных общественных самоуправлений, некоторые очень радуют, а другие настораживают.

Группа депутатов фракции «Единая Россия» внесла законопроект, наделяющий организации территориального общественного самоуправления (ТОС) функциями общественного контроля

ТОСы – это организации граждан, объединяющихся по «соседскому» принципу на определенной территории, чтобы решать вопросы местного значения. К ним относятся благоустройство территории, помощь нуждающимся, забота о памятниках, поддержание порядка, организация культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятий, а также многие другие насущные вопросы, с которыми жители городов и сел сталкиваются повсеместно. Члены ТОСов определяют приоритеты, готовят инициативные проекты и реализуют их либо самостоятельно, либо с привлечением органов местного самоуправления и органов государственной власти.

Как полагает один из авторов законопроекта, Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Виктор Кидяев, при такой важнейшей социальной функции ТОСам просто необходимо иметь возможность общественного контроля за исполнением проектов. Поэтому предложено внести в ряд законов дополнения, позволяющие общественному самоуправлению инициировать проверки.

«Авторы проекта (к примеру, благоустройства улицы) вправе осуществлять общественный контроль за реализацией этого проекта. Это нормально, это правильно, это повышает значимость общественной работы, добавляет популярности и авторитета гражданской инициативе. На это обращал внимание Президент Российской Федерации, говоря об активном участии граждан в улучшении условий жизни в городах и поселениях. Люди лучше кого бы то ни было знают, что и как необходимо сделать для улучшения условий их жизни, а наша задача – обеспечить им условия для участия в конкретных делах», — считает Виктор Кидяев.

Кабмин предложил Госдуме уточнить статус территориального общественного самоуправления

Правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому территориальное общественное самоуправление (ТОС) является некоммерческой корпоративной организацией с правом заниматься приносящей доход деятельностью. Документ опубликован в думской электронной базе.

Поправки предлагается внести в Гражданский кодекс РФ. Согласно пояснительным материалам, ТОС «является некоммерческой корпоративной организацией». «При этом ТОС может осуществлять приносящую доход деятельность, только непосредственно связанную с решением вопросов местного значения», — говорится в пояснительной записке.

Также закрепляется право ТОС действовать на основании типового устава, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций. Законопроект позволяет гражданам вступать в состав участников ТОС по месту своего жительства без согласия других членов при условии уплаты взносов. «Устанавливается запрет на реорганизацию ТОС в форме преобразования, а также на возможность его участия в учреждении юридических лиц, за исключением участия в ассоциациях (союзах) ТОС», — отмечают разработчики.

Ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил на заседании правительства, что ТОС сможет рассчитывать на меры государственной поддержки. По его словам, таким образом «статус ТОСов повысится», у них будет «больше ресурсов, а значит граждане смогут более эффективно защищать свои права и участвовать в решении вопросов на местном уровне».

Госдума приняла во втором чтении законопроект об инициативном бюджетировании

Госдума приняла во втором чтении законопроект об инициативном бюджетировании на муниципальном уровне. Документ устанавливает правовые основы для внесения проектов инициативного бюджетирования (инициативных проектов), а также порядок работы с ними местных органов власти, говорится в пояснительной записке. Согласно законопроекту, инициативный проект должен содержать постановку проблемы, имеющей приоритетное значение для жителей муниципального образования (или его части), описание ожидаемых результатов реализации, предварительный расчет расходов и планируемые сроки реализации. Инициативный проект подлежит обязательному рассмотрению местной администрацией в течение 30 дней со дня его внесения, указывается в проекте.

Во втором чтении в законопроект внесли около 40 поправок, большую часть которых разработал кабмин РФ. В частности, ими устанавливается, что порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения, а также проведения конкурсного отбора инициативных проектов на территории городов федерального значения может определяться законами соответствующих субъектов РФ. Также уточняется перечень инициаторов таких проектов. «С инициативным проектом вправе выступить инициативная группа численностью не менее десяти граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и проживающих на территории соответствующего муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления, староста сельского населенного пункта», — перечисляется в одной из поправок.

Как ранее пояснял один из авторов законопроекта сенатор Олег Мельниченко, бюджетирование заключается в распределении части средств местных бюджетов на основании инициатив жителей и под их контролем. Подобный институт пока не закреплен в федеральном законодательстве, однако на региональном уровне он развивается с 2001 года, отмечал он. По данным разработчиков документа, сейчас в 68 регионах реализуются 193 практики народного бюджетирования. При этом только в 24 субъектах РФ они осуществляются вне региональных программ.

Принятие проекта закона, подчеркивал Мельниченко, направлено на реализацию поручения главы государства довести за три года долю распределения местных бюджетов с участием населения до 5%.

Глава профильного думского комитета Алексей Диденко со своей стороны заверял, что инициативные взносы будут носить исключительно добровольный характер. Главной ценностью законопроекта он называл возможность граждан определять, на реализацию каких проектов направить бюджетные средства.

Еще одним законопроектом, одобренным во втором чтении, вносятся соответствующие изменения в Бюджетный кодекс РФ. В частности, устанавливается, что инициативные платежи считаются неналоговыми доходами местного бюджета. Для таких взносов предусматривается исключительно целевой характер. Каждому инициативному проекту будет присваиваться уникальный код классификации расходов бюджета. При этом средства, не израсходованные на реализацию инициативного проекта, подлежат возврату гражданам.

Документы были разработаны членами Совета Федерации Андреем Турчаком и Олегом Мельниченко, а также главой фракции «Единая Россия» в Госдуме Сергеем Неверовым. В ходе заседания Совета по развитию местного самоуправления 30 января президент РФ Владимир Путин выразил готовность поддержать законопроект о внедрении инициативного бюджетирования во всех регионах РФ.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.