Владивосток занял 44-е место в рейтинге городов России по качеству общественного транспорта

Опубликован независимый рейтинг городов России по качеству общественного транспорта. В нем рассмотрено 60 городов кроме Москвы и Санкт-Петербурга (не включены в силу существенных отличий от других городов страны) и Владивосток занял 44-е место. Этот рейтинг – первый опыт такого исследования от компании Simetra, и по мере совершенствования методик, продолжения поиска и налаживания контактов на местах его охват, безусловно, будет расширяться. Реформе общественного транспорта посвящен специальный сайт: publictransport.simetragroup.ru.

«Уже более 15 лет мы занимаемся разработкой проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры, в том числе связанных с общественным транспортом. За это время у нас накопился обширный материал по различным городам, и мы решили систематизировать его и поделиться нашими наблюдениями и выводами с коллегами.» — гендиректор Simetra Владимир Швецов

Ключевым при создании любого рейтинга является этап формирования перечня учитываемых параметров. Транспортная наука позволяет исследователям оперировать достаточно широким спектром показателей, однако при этом неизбежно приходится сталкиваться с разного рода трудностями, прежде всего – связанными с отсутствием, неполнотой данных или несопоставимостью методик их сбора, и вынужденно отказываться от рассмотрения тех или иных факторов.

Итоговый перечень включает в себя 40 необходимых и доступных для анализа параметров качества транспортного обслуживания, объединенных в пять качественных групп:
  1. Физическая доступность. Близость остановочных пунктов относительно мест проживания жителей и мест притяжения. Их анализ показывает, как быстро потенциальный пассажир может добраться до ближайшей остановки, а также до места назначения.
  2. Ценовая доступность. Качество обслуживания через призму финансовых возможностей потенциальных пассажиров. Ключевой мерой сравнения в данной группе выбран социально обоснованный тариф (СОТ) – стоимость разового билета, рассчитанная с учетом средневзвешенных душевых доходов населения. СОТ определяется исходя из предположения предельно допустимых трат на общественный транспорт в размере не более 7% от доходов населения и совершения 52 поездок на общественном транспорте в течение месяца, что установлено в качестве нормы в месячной корзине потребителя. Этот показатель может быть не оптимален, однако он закреплен в нормативной базе РФ, что позволяет использовать его в качестве опорного для дальнейших расчетов.
  3. Эффективность транспортной сети. В данный блок включены параметры системы общественного транспорта, имеющие непосредственное отношение к процессу перевозки пассажира внутри транспортного средства. Основная масса входящих в группу показателей прямым или косвенным образом оценивают одну из самых важных составляющих качества транспортного обслуживания – скорость перемещения.
  4. Группа «Комфорт и удобство». Закономерно представлена наибольшим количеством параметров. Сюда входят тарифная система и функциональность транспортной карты, сервисы информирования о работе транспортной системы, имиджевая составляющая и, безусловно, характеристики подвижного состава. Это множество «крупных мелочей», которые обеспечивают внешнюю привлекательность транспортной системы.
  5. Безопасность и устойчивое развитие. Включает в себя показатели, характеризующие потенциальные риски использования общественного транспорта для пассажира. В группу также входят показатели, связанные с экологической обстановкой в городе (состояние электротранспорта), что одновременно является гарантом устойчивого развития территории за счет наличия альтернативных видов транспорта и существующих возможностей к их быстрому расширению и, при необходимости, к конверсии в магистральные виды. Кроме того, мы отнесли к данной категории рейтинг, сформированный на основе общественного мнения, т. к. психологическое восприятие жителями качества транспортного обслуживания принципиальным образом может влиять на дальнейшее развитие транспортной системы с позиций перераспределения пассажирских потоков между общественным и индивидуальным транспортом.

Источники данных, использованные для анализа:
  1. Программные средства ГИС-анализа и поисково-информационные картографические службы.
  2. Официальные источники открытых данных.
  3. Сторонние источники, среди которых представлен широкий спектр материалов – от региональных новостных порталов до независимых тематических проектов. 

Подробное описание рейтинга можно увидеть на сайте и в отчете PDF.

Владивосток с населением 605 тыс. человек набрал 53,7 балла, что соответствует 44-му месту в общем рейтинге и 17-е место в рейтинге крупных городов, уступив там Хабаровску 3 позиции.

Вопреки сложному рельефу и протяженности территории Владивостоку удается держать показатель физической доступности на уровне других крупных городов. Но город сильно уступает по ценовой доступ-
ности, комфорту и удобству использования общественного транспорта.

Единая транспортная карта при доступном разовом тарифе не предусматривает билетов длительного
пользования и пересадок.

Трамвайная и троллейбусная сети существенно сократились: осталось 3 маршрута и самый маленький среди крупных городов парк подвижного состава. Основную нагрузку берут на себя автобусы большой вместимости, их в парке транспортных средств более 65%.

Средний возраст транспорта превышает нормативные значения эксплуатации почти в 1,5 раза.

Торопливость и зуд оптимизации могут только навредить общественному транспорту Владивостока

Оптимизация автобусной сети Владивостока: неудачное начало или полный провал?

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.