В библиотеке БУК обсудили туристические перспективы Владивостока

Вечером 7 февраля в библиотеке Бук состоялась дискуссия «Туристический Владивосток», на которую пригласили специалистов в области архитекторы и проектирования, формирования городской среды.

В 2020 году планируется выделение 1 млрд рублей с федерального уровня на развитие туризма в Приморском крае, а поскольку основное место в крае, куда идет въездной туризм — это его столица, то целью мероприятия стала совместный поиск решений по повышению туристической привлекательности Владивостока.

С приветственным словом выступили Константин Шестаков, заместитель председателя Правительства Приморского края (курирует вопросы экономического развития, промышленности и торговли, имущественных и земельных отношений, туризма и международного сотрудничества) и Азат Ислаев, заместитель главы администрации Владивостока.

Модераторами мероприятия были Феликс Машков (Concrete Jungle) и Салават Галиев (команда Азата Ислаева), который фиксировал все ценные тезисы из выступлений в флипчарт.

По данным ассоциации туроператоров посещаемость Владивостока за 9 месяцев 2019 года иностранными туристами составила 768 тыс. человек. Расклад по ближайшим странам таков: Китай – 382 тыс. (+22%), Южная Корея – 245 тыс. (+41%), Япония – 28,7 тыс. (+65%). На интерактивной карте можно увидеть основные точки притяжения туристов.

Участникам дискуссии предлагалось представить идеи для программы развития туристической привлекательности среды города Владивостока с фиксацией основных принципов, направлений, границ и мероприятий с прилагающийся оценкой стоимости. Почти каждый выступающий вначале сетовал на сжатые сроки подготовки, тем не менее, каждое выступление было интересным, ведь они известны своими идеями и проектами, если не по теме туризма в городе, то по проблемам городской среды.

Первая презентация мероприятия была от Кирилла Солгалова (SPI Planning group), он продемонстрировал рецепты успеха городов, входящих в верхушки международных рейтингов по комфорту. Почему Владивосток нельзя назвать комфортным? Потому что его улицы — это моря асфальта. Для автомобилиста, который не задумывается о причинах пробок и нехватки парковок это прозвучит дико, но наши дороги необоснованно широкие. Ширина большая, а полос нарисовано немного — и это провоцирует хаос, нарушения правил и пробки.

С проблемой парковок можно бороться лишь непопулярными мерами — введением платных, но это уже давно прошли цивилизованные города. При этом, инфраструктура для внедрения этих мер не только окупается, но еще и позволяет инвестировать в преобразование улиц и фасадов, что подтверждается опытом Москвы и программой «Моя улица». Другой удачный московский опыт, который следует применить — это дизайн код, который изменит облик города, а уточненные требования к среде позволят иначе использовать особенности ландшафта в благоустройстве.

Затем выступил Антон Савенко от имени сообщества урбанистов «Решение. Город«. Его выступление началось с размышлений о базовых вещах: пешеходных связях и комфорте для туриста. На слайде с картой маршрутов в центре города, безопасных и комфортных зрители не нашли и автор признался, что он их там тоже не обнаружил, поэтому все линии были красными.

По мнению Антона, можно было бы инвестировать в развитие проспекта красоты, который сейчас представляет из себя автомобильную магистраль. Перекресток на Всеволода Сибирцева, который лишь недавно оборудовали светофором был одним из самых аварийных в городе. Велопарад, который он организовал здесь  23 июня 2019 показал насколько нерационально сейчас используется улица. Пространство улицы можно спланировать иначе, отделить дорогу озеленением и малыми архитектурными формами, раскрыть весь потенциал потрясающих видов, которые открываются отсюда, причем миллиарда было  бы даже слишком много для этого проекта.

Савостенко Валерий, доцент кафедры архитектуры и градостроительства ДВФУ выступил без презентации. Он призвал привлекать научное сообщество к планируемым процессам и посетовал на то, что сейчас к ученым не прислушиваются. Как многодетный отец он напомнил хороший прием по тестированию доступности городской среды: достаточно просто прогуляться с детьми по городу. Возьмите за руку ребенка, а другой катите коляску и тогда вы почувствуете себя себя в шкуре туриста, который катит по тротуару чемодан на пути к достопримечательностям.

Науменко Роман, один из основателей движения «Решение. Город» напомнил собравшимся о проекте туристического гида Vladivostok Pass, в разработке которого он участвовал, а в качестве точки приложения усилий предложил «старый город» — исторические кварталы Владивостока, включая Миллионку. Роман предложил придать этим кварталам особый статус и создать организацию, ответственную за содержание этой территории.

Он считает, что государство должно сделать несколько шагов, а остальное сделает бизнес и территория оживет. Нужно внедрить строгий дизайн код и брендинг, привести в порядок фасады, сделать больше пешеходных зон и площадок для мероприятий и творчества, обеспечить пешеходную связность, установить элементы туристической навигации, снести или законсервировать руины, отремонтировать уличное покрытие, отвести под парковку строго ограниченные зоны и сдлелать её платной. Свои тезисы выступающий подкрепил примерами компактных исторических районов из городов Европы и Азии.

Павел Казанцев, профессор кафедры архитектуры и градостроительства ДВФУ призвал учитывать при развитии туристической и городской среды климатические факторы, тем более, что для этого есть архитектурные приемы и методы в озеленения. К примеру, с учетом большого количества осадков в летние дни можно увеличить активность на улочках и двориках исторической части города, если установить там стеклянные галереи и купола.

Валерия Лаптева и команда архитектурной мастерской АМЛ подготовили яркую презентацию, в основе которой лежало три компоненты: среда, люди, бренд. В среде города нужны локальные центры притяжениякак на базе исторической застройки, так и путем активации резервных, неиспользуемых в туристическом плане мест.

Уже озвученные коллегами мысли о важности связанности и комфорте пешеходных маршрутов Валерия обозначила как «маршрут из точки А в точку А», такой подход должен привести к появлению новых пешеходных и транспортных связей. Компоненту «люди» предлагается развивать через события местных сообществ, фестивали, ярмарки.

Развивать бренд города можно и через видение «из лимона лимонад». Это когда имеющиеся особенности города, которые жителями кажутся обыденностью и даже неудобствами переупаковываются в продукты, позиционируются как преимущества. К примеру, можно провоцировать еще больше ледяных фигур, которые море само бесплатно создает на берегу каждую зиму, а туманы можно подсвечивать и проецировать на них лазерные шоу. И все это нужно транслировать в интернет, причем с акцентом на те каналы, которыми пользуются иностранные туристы.

Анастасия Потапенко представила концепцию большого пешеходного маршрута, который, по мнению команды Concrete Jungle свяжет несколько скверов и общественных пространств в городе, а также центральную улицу города, где сосредоточено большинство архитектурных памятников — Светланскую и её внутренние дворики.

Концепция также подразумевает включение видовой площадки на сопке Орлиной и проспекта красоты, о котором говорил Антон Савенко, однако на пути к реализации большого маршрута существует множество проблем: частные территории, заборы, разрушенные лестницы и тротуары. К примеру участок от Нагорного парка до парка Минного городка практически недоступен для пешехода. Длина предлагаемого кольцевого маршрута, который позволит за один день получить полное представление о городе — около 10,5 км или 20 тыс. шагов. Для оценки того, насколько реально для туриста обойти его есть вот такая картинка:

Исследователи посчитали, что этот маршрут охватывает более половины объектов культурного наследия, точек питания и всего, что интересно туристу, но важно также, что его реализация обеспечивает связанность прилегающих районов с центром города, то есть несет еще и вполне практическую ценность для жителей города.

Присутствующие на встрече члены Партии Роста скромно промолчали о похожем проекте центрального пешеходного маршрута, с презентацией которого можно ознакомиться здесь.

Алексей Лаптев (LPTV design group), используя свою основную специализацию по дизайну интерьеров показал в своем выступлении город глазами туриста через аналогию ресторана глазами посетителя. Здесь все важно: от того как встречают в аэропорту и какие туалеты, но важнее всего «фишечка» — основная идея бренда города.

По словам Алексея, для развития внутреннего туризма нужно развивать событийное направление, а для увеличения иностранного турпотока развивать город нужно как целостную концепцию. Следует проанализировать туристический образ Владивостока, выделить и усилить лучшие стороны, что должно быть отражено в концепции развития. Владивосток как бренд — это только какой-то дорогущий логотип (как П в Перми) — это комплекс мнений, ассоциаций, эмоций и ценностей города как продукта в сознании потребителя. Все выявленные уникальные ценности города нужно транслировать, изучать обратную связь и при необходимости корректировать.

Презентация Бурлака Евгения (Skameyka architects) была самой короткой, но зато абсолютно практичной и конкретной. Он предложил продолжить перекрытие железнодорожных путей в центре города, также как это сделано на площади у «белого дома», но с другой стороны светланской и далее через улицы Фокина и до Семеновской. Это позволило бы создать еще больше общественных пространств и пешеходных зон в самом центре Владивостока.

Последним по хронологии, но не последним по значимости, как отметил модератор было выступление Павла Шугурова. Павел показал то, что он успел сделать будучи начальником отдела дизайна городской среды в администрации Владивостока в 2013-2014 годах.

В частности: генеральный план и брендинг на основе стратегии развития города, который включал концепцию архитектурно-художественного облика Владивостока с анализом и прогнозом изменений, концепция «небесной линии» (силуэт и характер застройки), концепция взаимосвязей общественных и рекреационных пространств, концепция развития крепости Владивостока, концепция озеленения и типового благоустройства, комплексная навигация, колористический план с предложением по гармонизации цветов отделки фасадов зданий в соответствии с функцией, освещенностью и природным окружением каждого района, световой план с предложениями подсветке зданий, концепция преобразования наружной рекламы, схема размещения киосков, концепция праздничного оформления и много другое (материалы здесь).

Многое из этого получило реальное воплощение, своей презентацией Павел напомнил про декорирование подпорных стен и фасадов, появление скульптур и памятников в этот период. При этом он отметил невысокие бюджетные затраты тех проектов и тот факт, что бизнес подключается и вкладывается, когда видит процессы изменений в городе.

Он также напомнил, что улицу Всеволода Сибирцева, которую два предыдущих докладчика предлагали «оживить» также рассматривали как туристический объект, однако, как заметил Павел Казанцев виды с этой улицы вскоре могут стать очень фрагментарными, если все выданные разрешения на строительство будут реализованы.

Для некоторых из присутствующих это было откровением и особенно удивительным то, насколько разобщены органы власти и даже поколения внутри одних и тех же структур. Конечно, когда мэры в городе меняются столь часто и враждуют с краевой властью, то никакой никакой преемственности и межведомственного взаимодействия ждать не приходится.

Представители городской и краевой власти заверили, эпоха сия миновала, теперь-то все иначе, а они что намерены перейти от разговоров к практике, т.к. многое из услышанного совпало с их собственными мыслями. Подобные же дискуссии, по их словам, и различные новые форматы взаимодействия с горожанами и экспертным сообществом теперь станут регулярными.

По словам участников, встреча, которая длилась 3 часа получилась очень воодушевляющей, а если хотя бы часть озвученного будет реализована, то это станет настоящим прорывом для нашего города. Вы же помните, наш президент ждет прорывов 🙂 Но лицо, зашедшего ненадолго культурного обозревателя PrimaMedia Ильи Табаченко показывало пессимизм: все эти добрые начинания не только у него вызвали ощущение дежавю. Будем надеяться, что Илья Владимирович ошибается, да он и сам, наверняка, будет этому рад.

Загрузить презентации

Читайте также:

Как это «развидеть»… Нужен ли Владивостоку дизайн-код?

Развивать общественные пространства во Владивостоке будет новая команда новыми методами

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *