Оценка современного состояния развития ТОС в Российской Федерации

Содержимое раздела №2 Стратегии развития ТОС в Российской Федерации до 2030 года, принятой 6 декабря 2020 года решением Правления Общенациональной Ассоциации ТОС.


2.1. Территориальное общественное самоуправления имеет глубокие исторические корни. Одним из заметных его проявлений являлись сельские общины и общества. До отмены крепостного права в России вследствие проведенной государственной реформы 1837 г. существовали сельские общества в деревнях. С 1861 г. они появились и в селениях помещичьих крестьян, которые Указом императора Александра II были освобождены от крепостной зависимости. Поэтому можно сказать, что до 1917 г. Россия уже имела практику использования при решении местных вопросов территориальных институтов общественного самоуправления.

Данная система была изменена после установления советской власти. Так, во всех российских городах с 1917 г. появились домовые комитеты. 19 августа 1924 г. было утверждено Положение ЦИК и СНК СССР об аренде и жилищной кооперации. Согласно положению, учреждались новые органы общественного контроля – жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТы). Они были созданы для рационального использования муниципальных домовладений, переданных населению муниципальной единицы в наем от органов местного хозяйства. Это был этап подъема местного самоуправления в Советском Союзе. В 30-х годах XX века, с переходом государства на командно-плановое управление, развитие местного самоуправления, как самостоятельного вида публично-властной деятельности было приостановлено. Из владения населения были изъяты и жилой фонд, и финансы, то есть то, что и является предметом и средством самоуправления в муниципальных единицах.

Ростки местного самоуправления вновь появились в середине 50-х годов минувшего века. Так, в 1957 г. Советом Министров СССР была разрешена организация жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) на основе выдачи ссуд. К этому времени относится и возрождение домовых комитетов. Постепенно возвращалось само понятие местного самоуправления, возрастала активность населения муниципальных единиц.

В 1959 г. на XXI съезде КПСС официально прозвучал термин «самоуправление». Съезд отметил, что «для нас демократия – это подлинная власть народа, это всемерное развитие самостоятельности и активности трудящихся масс, их самоуправление».

Далее вопросы самоуправления нашли конституционное закрепление. В ст. 144 Конституции РСФСР 1978 г. было закреплено, что одной из обязанностей местных Советов народных депутатов было развитие общественных инициатив и самодеятельности граждан. В ней было установлено, что местные Советы народных депутатов должны осуществлять руководство органами общественной самодеятельности граждан. Данное правило было закреплено и в соответствующих законах РСФСР о поселковом и сельском Совете, о городском и районном Советах народных депутатов.

В середине 1970-х гг. общественные институции получили название органов общественной самодеятельности. Их спектр был широк и включал сельские, уличные, квартальные и домовые комитеты, родительские комитеты, женские советы, советы при медицинских и культурно-просветительских учреждениях, добровольные народные дружины по охране общественного порядка. Органы общественной самодеятельности на этом этапе развития самоуправления осуществляли деятельность в различных сферах местной жизни. Их основными функциями являлись организаторская и воспитательная работа по месту жительства граждан, а также взаимодействие с местными органами государственной власти. Органы общественной самодеятельности избирались на общих собраниях местными жителями и в своей деятельности были подотчетны избирателям и местным Советам.

3 сентября 1985 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР об утверждении Положения об общественных сельских, уличных, квартальных комитетах в населенных пунктах РСФСР. Этот Указ был первым документом, закрепляющим системный подход при организации общественного самоуправления по месту жительства. Этим нормативным актом все общественные сельские, уличные, квартальные комитеты РСФСР становились органами общественной самодеятельности населения. Они должны были образовываться по территориальному принципу. Главной целью становилась содействие Советам народных депутатов в деятельности по привлечению населения, для того чтобы решать вопросы общегосударственного и местного значения. С демократизацией советского общества шло активное возрождение местного самоуправления.

Конституционное закрепление данного института произошло в декабре 1990 года, когда во вторую часть ст. 145 Конституции СССР Законом СССР от 26.12.1990 года было внесено положение: «В системе местного самоуправления, кроме местных Советов народных депутатов, могут действовать в соответствии с законодательством республик органы территориального общественного самоуправления, собрания граждан, иные формы непосредственной демократии». Так в 1990 году местное самоуправление рассматривалось в качестве одного из элементов единой системы социалистического самоуправления народа, призвало к участию в управлении действовавшие ранее на местном уровне органы общественной самодеятельности.

Первым законодательным актом, который закрепил и вывел местное самоуправление на новый уровень, стал закон СССР от 9 апреля 1990 г. № 1417-1 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Данный акт ввел в систему государственной власти местное самоуправление, определив его как самоорганизацию граждан для решения непосредственно или через выбираемые представительные органы вопросов местного значения, возникающих в соответствующем населенном пункте. Этим законом органы ТОС наделялись властными полномочиями путём их передачи от местных Советов на постоянной основе.

 

В 1988 году в Москве (Братеево) появился первый ТОС. Таким образом, тосовское движение насчитывает 32 года. Юридический статус ТОС был закреплен принятом в 1991 году Законе Российской Федерации от 6 июля1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации». Так, ст. 2 Закона устанавливала, что местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти — местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления – местную администрацию, местные референдумы, собрания граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы ТОС. Данный Закон образовал два правовых института ТОС – как формы непосредственной демократии и как органов ТОС.

Включение органов ТОС в систему МСУ, то есть в систему публичной власти местного уровня, вызвало различное отношение в научной среде.

  1. Поддержка идеи включения органов ТОС, органично дополнявших местные органы власти, в систему местного самоуправления и оценка ее как повышение статуса таких органов.
  2. Возражение против такого смешения, поскольку это может привести к тому, что органы ТОС станут либо «опорными пунктами» Советов, интегрированными в механизм власти, либо конкурирующими с ними органами, организующими население для более эффективного влияния, даже давления на власть, пытающимися, по возможности, заменить их.

На практике роль органов ТОС оказалась неоднозначной. Многие из них использовались местными властями в собственных интересах: местной администрацией – в целях десоветизации муниципальной власти, местными Советами – в целях удержания власти в своих руках. Наиболее ярким примером является опыт деятельности органов ТОС г. Москвы. Созданные в 1988 г. на волне протестного движения жителей в отдельных районах г. Москвы (Арбат, Братеево, Кальяново) впоследствии, с 1990 года, они насаждались сверху, Московским городским Советом, а с 1991 г. стали использоваться в качестве инструмента борьбы с советами, но теперь уже районного уровня.

Однако применить положения Закона № 1550-1 не удалось, так как во второй половине 1993 года полномочия Советов народных депутатов всех уровней были прекращены, что способствовало утрате функциональности и территориального общественного самоуправления.

Современный этап становления ТОС начинается с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Она позволила создать принципиально новую правовую ситуацию в области местного самоуправления: была определена его роль в осуществлении власти народа, закреплены статус органов местного самоуправления, их функции и основные полномочия, особенности взаимодействия с органами государственной власти, а также были установлены правовые гарантии местного самоуправления. Однако в Конституции Российской Федерации установлены лишь общие принципы функционирования всей системы местного самоуправления. В связи с этим требовалось законодательное решение вопроса об осуществлении территориального общественного самоуправления.

После событий 1993 года судьба многих органов ТОС и вовсе оказалась под вопросом. Большинство из них были распущены. Для сохранившихся ТОСов местные администрации, сосредоточившие в своих руках муниципальную власть, создавали неприемлемые условия работы, в том числе отбирали помещения, вводили требование перерегистрации и т.д. Лишь в отдельных, довольно редких случаях, оказавшиеся наиболее мудрыми главы местного самоуправления использовали потенциал ТОС в целях решения местных проблем, приобретавших все более острый характер в условиях нараставшего социально-экономического кризиса (г. Тольятти).

Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» впервые в правовой системе страны дал определение ТОС как самоорганизации граждан по месту жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. При этом его регулирование было отнесено к законодательству субъектов РФ и правовым актам местного самоуправления. Поэтому с 1995 года институализация ТОС осуществлялась законами субъектов Российской Федерации как вида общественной составляющей местного самоуправления. Последующая муниципальная реформа остро поставила проблему ТОС. Оказалось, что не все муниципальные образования способны обеспечить правовое регулирование организации и деятельности ТОС.

Субъекты Российской Федерации, наделенные широкими правотворческими полномочиями в сфере организации местного самоуправления, в своем большинстве осторожно подходили к институту ТОС. Не решая в целом проблему его правовой природы, отдельные из них (Иркутская, Читинская, Томская области) подчеркивали, что орган ТОС не является органом местного самоуправления. Законом же Республики Башкортостан орган ТОС определялся в качестве не имеющего членства общественного объединения.

В ряде субъектов Российской Федерации определялась организационно-правовая форма субъекта ТОС как юридического лица: в Чукотском автономном округе и Курганской области субъекты ТОС подлежали регистрации в качестве общественных организаций, в Московской области — в качестве органа общественной самодеятельности, в Воронежской области — в качестве органа территориального общественного самоуправления.

Практически единообразно ими решался вопрос о субъектах ТОС: таковыми назывались органы ТОС. Лишь отдельные из них к решению этого вопроса подходили иначе. Принятый одним из первых закон г. Москвы, призванный отчасти «компенсировать» фактическое отсутствие местного самоуправления в Москве через институт ТОС, признал субъектами ТОС территориальную общину и ее органы. Вслед за этим в Московской области субъектами ТОС были названы территориальные сообщества и их органы, в Чукотском автономном округе (в первом законе, действовавшем до 2001 г.) и Курганской области – непосредственно территориальное общественное самоуправление, в Саратовской области — территориальный субъект ТОС, территориальное сообщество, территориальная коммуна и др., в Республике Мордовия — территориальное сообщество.

Были предприняты неоднократные попытки принятия федерального закона о ТОС. Но они оказались неудачными. Было несколько подходов к решению проблемы:

  1. Органы ТОС предлагалось рассматривать в качестве органов местного самоуправления.
  2. Второй подход видел в органах ТОС органы общественной власти, регистрируемые как представительные органы власти.
  3. Третий подход отрицал какое-либо властное начало в правовой природе ТОС в силу отсутствия обязательных атрибутов органа власти (общеобязательность решений, обязательность создания).

С принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) проявляются новые тенденции, как в правовом регулировании территориального общественного самоуправления, что отразилось на его практическом развитии. ТОС получило прямое федеральное регулирование и гарантии своей деятельности. В то же время территориальное общественное самоуправление было выведено из числа сфер, в которых субъекты РФ вправе осуществлять правовое регулирование. Из ч. 11 ст. 27 в совокупности с ч. 1 ст. 6 Федерального закона №131-ФЗ следует, что субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять правовое регулирование вопросов организации ТОС в своем законодательстве.

 

2.2. В 2020 году по данным ежегодного совместного мониторинга Общенациональной ассоциации ТОС и Министерства юстиции РФ, в Российской Федерации насчитывается 34874 ТОСов в 84 субъектах РФ (таблица и приложение 1). Органы ТОС не созданы только в Чукотском автономном округе. В 2021 году в рамках совместной программы ОАТОС и Фонда «АТР АЭС» в данном регионе будут организованы ТОС). При этом в качестве юридического лица зарегистрированы и ведут свою деятельность 2437 ТОСа (в 62 субъектах РФ), что составляет 6,9% от общего количества органов ТОС по стране. При этом за пять лет мониторинга количество ТОС выросло с 23 504 почти на 50%, по количеству субъектов РФ, охваченных движением ТОС выросло с 56 до 84 субъектов РФ.

При этом движение ТОС распространено крайне неравномерно не только в масштабе страны, но порой их количество существенно разнится в соседних субъектах Российской Федерации со схожими социально-демографическими параметрами. Так по данным Мониторинга большинство органов ТОС ведут свою работу в субъектах Центрального федерального округа (9 577 ТОС (27,5%) от общего числа), на втором месте субъекты Южного федерального округа (8 537 ТОС (24,5%) от общего числа) на третьем месте субъекты Приволжского федерального округа (6 240 ТОС (17,9%) от общего числа), но внутри федеральных округов количественный состав органов ТОС также неравномерен. Лидером по количеству органов ТОС является Краснодарский край – 6164 ТОСа, следом Республика Бурятия – 2195, далее Белгородская область – 2127.

Таблица

Количество ТОС в Российской Федерации (в разрезе федеральных округов), ед.

Округ Количество ТОС

зарегистрированных ОМСУ

в том числе количество ТОС

в статусе юрлица

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
ЦФО 7197 8558 8847 9577 283 197 217 233
ЮФО 8662 8678 9164 8537 1370 1196 1198 849
ПФО 5586 5371 6212 6240 409 515 642 725
ДФО 651 980 2666 3470 29 46 153 134
СФО 2366 3273 1936 2595 199 213 60 249
СЗФО 2425 1703 1955 2332 130 134 144 144
СКФО 226 902 1275 1311 21 13 17 16
УФО 490 776 987 812 54 104 110 87
Всего 27603 30241 33042 34874 2495 2418 2541 2437

Из общего числа ТОСов в качестве юридического лица зарегистрированы только 2437 (6,9%). Как показывают данные Мониторинга, зарегистрированные ТОСы расположены на территории субъектов Российской Федерации также неравномерно. Более половины всех зарегистрированных ТОСов (756 ТОС – 31 %) находится в Волгоградской области. Причина этого в том, что на протяжении более 10 лет органы государственной власти Волгоградской области оказывали всестороннюю поддержку развитию ТОСов. Следующий после Волгоградской области регион по численности зарегистрированных ТОСов – Ульяновская область, 337 зарегистрированных ТОСа. На третьем месте Пермский край – 137 ТОСов в качестве юридических лиц.

В 18-и субъектах Российской Федерации нет ни одного зарегистрированного ТОСа (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Республика Калмыкия, Крачаево-Черкесская республика, Республика Марий Эл, Республика Тыва, Республика Северная Осетия – Алания, Амурская область, Курганская область, Кемеровская область, Липецкая область, Мурманская область, Оренбургская область, Орловская область, Ярославская область, Санкт – Петербург, Чукотский автономный округ).

В 21-м субъекте созданы и зарегистрированы региональные ассоциации ТОС (Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Карелия,  Республика Коми, Краснодарский край, Пермский край, Архангельская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Иркутская область, Кировская область, Курская область, Московская область, Псковская область, Рязанская область, Свердловская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра).

На ряду с региональными ассоциациями ТОС в муниципалитетах создаются городские и районные ассоциации ТОС. Они являются координаторами органов ТОС на территории, представляют проекты активистов ТОС на поддержку грантооператорам, также являются методическими и ресурсными центрами органов ТОС на местах.

Неравномерный характер развития ТОС в субъектах Российской Федерации говорит о том, что успешность деятельности ТОС зависит не столько от экономико-географических причин, а в значительной степени от внимания региональных и местных властей к этой теме, что проявляется в наличии (либо отсутствии) различных механизмов и форм поддержки.

К настоящему времени в 11 субъектах Российской Федерации приняты региональные законы о государственной поддержке ТОС.

В ряде регионов в той или иной форме предусматривают бюджетные средства на поддержку ТОС, в том числе в рамках программных методов поддержки. В большинстве регионов такая поддержка реализуется в форме межбюджетных трансфертов, поддерживающих муниципальные программы развития ТОС. Встречается адресная поддержка из регионального бюджета проектов, реализуемых ТОС или с их участием.

Отлично зарекомендовала себя практика проведения региональных конкурсов ТОС (Республика Бурятия, Забайкальский, Краснодарский края, Смоленская область), что запускает соревновательный механизм между ТОС и позволяет предоставить финансовую поддержку действительно востребованным местным сообществом проектам.

Ряд муниципальных образований также проводят свои муниципальные конкурсы с вручением грантов для ТОС (Заиграевский, Кяхтинский, Кабанский, Селенгинский районы, г.Улан-Удэ). Экономические расчеты показали, что на один бюджетный рубль, вкладываемый в ТОС, удается привлечь внебюджетных ресурсов на сумму порядка семи рублей, если перевести их в денежный эквивалент.

С 2013 года реализуется ежегодный конкурс проектов по поддержке социальных инициатив местного сообщества на территории МО «город Киров». Администрацией города Кирова разработан следующий механизм поддержки инициатив граждан. Любой горожанин может создать или войти в уже действующий орган ТОС по месту жительства и совместно с другими горожанами решать жизненно важные проблемы подъезда, дома улицы, микрорайона. Наиболее активные представители органов ТОС по представлению территориальных управлений районов входят в «Городской координационный совет органов ТОС», где вместе с главой администрации города Кирова решают общественно значимые проблемы. Активисты имеют возможность обучиться грамотно оформлять свои идеи в проекты в «Школе социальных инициатив», чтобы участвовать в городском грантовом конкурсе социальных проектов в системе ТОС и получать финансирование. Администрация города также проводит конкурсы уже реализованных проектов и популяризирует лучший опыт через СМИ.

Похожая муниципальная практика в форме грантового конкурса социально значимых проектов с опорой на ТОС реализуется на протяжении нескольких лет в Пензе. Гранты предоставляются из городского бюджета в виде субсидии на безвозмездной безвозвратной основе на условиях софинансирования части расходов на реализацию проектов.

Преимущественно финансовая поддержка ТОС оказывается через грантовые конкурсы разного уровня. Подобные механизмы активнее развиваются на уровне городских муниципальных образований.

В случае, если ТОС не способны быть получателями финансовых средств, распределение грантов проходит через грантовых операторов. Примером такого подхода является Воронежская область, где с 2015 года субсидии на поощрение проектов ТОС в муниципальных образованиях из областного бюджета предоставляются НКО Ассоциация «Совет МО Воронежской области», который выступает в качестве грантодателя. В основе практики лежит конкурсный механизм отбора проектов ТОС. Практика не сразу получила распространение на всей территории, и в первый год в конкурсе приняло участие почти 40% МО, на территории которых зарегистрированы ТОС. Среди поступивших заявок не было ни одной от городского ТОС. Таким образом в первый год были поддержаны исключительно проекты сельских ТОС, а средняя стоимость проекта составила 150 тыс. рублей, при общих затратах на реализацию проектов в 25,4 млн. рублей. В 2016 году сумма, выделенная из бюджета на поддержку проектов ТОС, выросла с 20 до 30 млн. рублей.

Значительный опыт государственной поддержки ТОС накоплен в Архангельской области, развивающей этот институт с 1998 года. Начиная с 2011 года власти внедряют программно-целевой метод финансирования движения ТОС, субсидии на проектную деятельность ТОС получают как сельские, так и городские поселения, а также городские округа. В регионе регулярно проводятся обучающие семинары, работает интернет-портал. Важной вехой стало принятие в феврале 2013 году областного закона о господдержке ТОС, одного из первых региональных законов. Основной формой господдержки ТОС в Поморье является субсидирование на конкурсной основе проектов, предназначенных для решения местных проблем. В 2011 – 2012 годах из областного бюджета на эти цели ежегодно направлялось 15 млн. рублей, в 2013 году – 25 млн. рублей. Всего за период 2006 – 2013 годов на поддержку проектов ТОС из областного бюджета было потрачено 65,3 млн. рублей. Вклад местных бюджетов в проекты составил 38,3 млн. рублей. Из внебюджетных источников за все годы было привлечено около 120 млн. рублей. Это позволило за 8 лет реализовать 1212 проектов ТОС.

Около 957 ТОСов имеют договорные отношения с муниципалитетами, позволяющие им использовать средства местных бюджетов для проведения деятельности по обустройству территорий и иной хозяйственной деятельности, направленных на удовлетворение социально-бытовых потребностей жителей. Наиболее активные в использовании такого формата взаимодействия можно выделить такие регионы, как Архангельская область, Самарская область, Свердловская область, Краснодарский край, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

При поддержке администраций городов центров субъектов РФ созданы «Дома ТОС» в Рязанской и Ульяновской областях.

Анализ существующих ТОС показал, что их деятельность значительно отличается в различных регионах, но в основном она осуществляется по следующим направлениям:

  • организация досуга жителей, проведение социально-значимых мероприятий;
  • информационно-разъяснительная работа с жителями в сфере ЖКХ;
  • участие в благоустройстве территории, в том числе ее озеленении, очистке, праздничном оформлении;
  • содействие развитию физической культуры и массового спорта;
  • участие в решении вопросов жилищно-коммунального хозяйства;
  • выявление и выражение общественного мнения по вопросам местного значения, информирование жителей о решениях, принятых органами власти, в том числе при участии и по предложению органов ТОС;
  • содействие в охране общественного порядка.

При этом в последние годы ТОСы в большинстве регионов при их формальном наличии, но фактическом отсутствии координации деятельности со стороны муниципальных органов власти и собственных средств на реализацию инициатив испытывают значительные трудности, связанные как с организационной, так и с содержательной составляющей своей работы. Во многих из них собрания и конференции проводятся редко или не проводятся вообще, председателями являются люди пожилого возраста, взаимоотношения между ТОС и предпринимательским сообществом, НКО имеют локальный характер.

 

2.3. Анализ состояния ТОС позволяет сделать вывод, что система ТОС может стать базой для формирования благоприятного социального-психологического климата в городах, селах, районах, микрорайонах, дворах, главной движущей силой повышения качества жизни жителей Российской Федерации. Однако, следует отметить ряд проблем, препятствующих развитию ТОС:

  • во многом утраченные традиции совместного коллективного самостоятельного решения общих проблем и, как следствие, разобщенность людей;
  • нехватка у значительного числа жителей свободного времени и желания потратить его на общественную работу, недостаток мотивации;
  • сформированная за долгие годы у ряда жителей потребительская позиция к территории проживания, неверие их в возможность самостоятельного влияния на ситуацию, накопленный негатив, и, как результат, низкий уровень доверия и активности гражданского общества в решении проблем развития своего дома, двора, улицы, района, города или села;
  • недостаток у большинства участников тосовского движения профессиональных управленческих навыков; опыта разработки и реализации проектов и программ, планов развития территорий; юридических знаний; навыков выстраивания диалога и системных партнерских взаимоотношений с жителями, их сообществами, бизнесом, властью; навыков выявления, формализации, реализации и масштабирования на весь город перспективных идей и проектов;
  • неразвитые традиции учета органами власти мнения жителей и согласования с ними принимаемых решений, непосредственно касающихся комфортности их проживания, нежелание делиться имеющимися ресурсами;
  • недостаточное развитие на уровне страны современных общественных практик (добровольчество, благотворительность, общественная экспертиза, общественный контроль, инициативное бюджетирование, кооперация, шеринг и т.п.);
  • несовершенство и неполнота правовых механизмов, обеспечивающих функционирование ТОС, регулирующих участие жителей в решении вопросов местного значения и осуществлении деятельности по общественному контролю;
  • не выработанная система социальных лифтов для включения наиболее активных граждан в систему ОМСУ;
  • низкое участие в финансировании деятельности и инициатив ТОС как органов местного самоуправления, так и субъектов МСП ввиду отсутствия отработанных механизмов финансирования, а также неразвитого взаимодействия между комитетами ТОС, НКО и МСП. Результатом является недостаточное методическое обеспечение и слабая материальная база ТОС;
  • малое количество инициированных ТОС ярких успешных общероссийских проектов, событий и мероприятий;
  • не системная информационная поддержка ТОС со стороны ОМСУ и, как следствие, недостаточная информированность жителей о целях и результатах работы ТОС; слабые коммуникации между жителями, активистами ТОС, КТОСами в части обмена успешными практиками, в том числе через сеть Интернет и социальные сети;
  • не в полной мере используемые ТОСами возможности для получения финансирования от ведения хозяйственной деятельности и привлечения грантовых средств в связи с отсутствием зарегистрированных юридических лиц.

Также дополнительными препятствиями для создания и распространения ТОС являются следующие не полностью решенные проблемы:

В сфере повышения комфортности проживания на территориях ТОС:

  • недостаточное использование органами МСУ потенциала ТОС для решения проблем самоуправляемых территорий;
  • низкий уровень активности гражданского общества в решении проблем развития территорий.

В сфере повышения инвестиционной привлекательности территорий ТОС:

  • недостаточная информированность населения о работе ТОС;
  • недостаточное финансирование сферы ТОС;
  • недостаточное налаживание отношений с бизнесом (прежде всего с субъектами малого и среднего бизнеса, действующими на территории осуществления ТОС).

В сфере повышения социальной и экономической эффективности деятельности ТОС:

  • сохранение иждивенческих настроений населения в решении вопросов по месту жительства;
  • недостаточный уровень профессионализма руководителей и членов исполнительных органов ТОС;
  • неиспользуемая возможность ведения хозяйственной деятельности;
  • неиспользуемая возможность реализации проектов инициативного бюджетирования.

Как можно заметить, большинство проблем ТОС в Российской Федерации носит организационный характер. При этом эффективно функционирующая система ТОС представляет собой огромный ресурс для реализации стратегий развития регионов и муниципалитетов. ТОСы могут стать главными помощниками органов власти в решении задачи повышении качества жизни людей. Также система ТОС является надежным инструментом общественного контроля за деятельностью всех структурных подразделений ОМСУ, бюджетных организаций, управляющих компаний, МСП и НКО.

Следовательно, как самостоятельный общественный институт ТОСы находятся в стадии становления и нуждаются в регулировании и поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти и управления. Именно исходя из этих предпосылок сформулированы принципы, цель и задачи Стратегии, а также общая схема организации ТОС в России, представленная в приложении 2.


Приложение 1

Динамика количество ТОС в Российской Федерации

(в разрезе субъектов и федеральных округов, ед.

Регион Количество ТОС зарегистрированных ОМСУ в том числе количество ТОС

в статусе юрлица

2018 г. 2019 г. Изм.,

в %

2018 г. 2019 г. Изм.,

в %

Центральный федеральный округ (ЦФО)
1. Белгородская обл. 1994 2127 106,7 11 27 2,5 раза
2. Воронежская обл. 1984 1575 79,4 4 3 75,0
3. Костромская обл. 811 815 100,5 4 36 9,0 раз
4. Орловская обл. 667 681 102,1 1 0 0,0
5. Липецкая обл. 242 576 2,4 раза 0 0 100,0
6. Брянская обл. 605 568 93,9 1 1 100,0
7. Тамбовская обл. 385 537 139,5 57 15 26,3
8. Смоленская обл. 421 450 106,9 1 1 100,0
9. Тульская обл. 411 416 101,2 62 62 100,0
10. Курская обл. 103 390 3,8 раза 1 1 100,0
11. Владимирская обл. 348 323 92,8 2 17 8,5 раз
12. Ивановская обл. 203 273 134,5 5 6 120,0
13. Калужская обл. 207 249 120,3 5 16 3,2 раза
14. Ярославская обл. 108 165 152,8 2 0 0,0
15. Рязанская обл. 124 162 130,6 32 16 50,0
16. Московская обл. 150 161 107,3 14 13 92,9
17. Тверская обл. 84 86 102,4 6 6 100,0
18. г.Москва 23 23 100,0 9 13 144,4
  Итого 8847 9577 108,3 217 233 107,4
Северо-Западный федеральный округ (СЗФО)
1. Архангельская обл. 1086 1136 104,6 26 27 103,8
2. Новгородская обл. 464 524 112,9 1 1 100,0
3. Респ. Карелия 88 281 3,2 раза 1 4 4,0 раза
4. Респ. Коми 155 161 103,9 86 89 103,5
5. Вологодская обл. 66 70 106,1 6 6 100,0
6. Ленинградская обл. 24 52 2,2 раза 5 5 100,0
7. Псковская обл. 24 52 2,2 раза 0 3
8. Калининградская обл. 25 22 88,0 7 5 71,4
9. НАО 14 14 100,0 11 4 36,4
10. г.Санкт-Петербург 9 12 133,3 1 0 0,0
11. Мурманская обл. 0 8 0 0 100,0
Итого 2294 2332 101,7 144 144 100,0
Южный федеральный округ (ЮФО)
1. Краснодарский край 6164 6164 100,0 60 60 100,0
2. Ростовская обл. 993 1045 105,2 10 4 40,0
3. Волгоградская обл. 1750 1001 57,2 1094 756 69,1
4. Респ. Крым 120 130 108,3 12 7 58,3
5. г.Севастополь 41 98 2,4 раза 0 1
6. Астраханская обл. 73 78 106,8 3 3 100,0
7. Респ. Адыгея 22 20 90,9 19 18 94,7
8. Респ. Калмыкия 1 1 100,0 0 0 100,0
  Итого 9164 8537 93,2 1198 849 70,9
Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО)
1. Ставропольский край 1172 1173 100,1 14 14 100,0
2. Респ. Дагестан 16 37 2,3 раза 0 0 100,0
3. Респ. Ингушетия 41 41 100,0 0 0 100,0
4. Кабардино-Балкарская Респ. 31 31 100,0 0 0 100,0
5. Респ. Северная Осетия — Алания 9 15 166,7 0 0 100,0
6. Чеченская Респ. 3 11 3,7 раза 1 2 2,0 раза
7. Карачаево-Черкесская Респ. 3 3 100,0 2 0 0,0
Итого 1275 1311 102,8 17 16 94,1
Приволжский федеральный округ (ПФО)
1. Респ. Марий Эл 1517 1492 98,4 6 0 0,0
2. Кировская обл. 1406 1414 100,6 11 2 18,2
3. Респ. Башкортостан 756 754 99,7 14 7 50,0
4. Пермский край 403 593 147,1 116 137 118,1
5. Респ. Татарстан 391 416 106,4 37 47 127,0
6. Ульяновская обл. 258 368 142,6 242 337 139,3
7. Нижегородская обл. 354 295 83,3 20 17 85,0
8. Оренбургская обл. 248 256 103,2 0 0 100,0
9. Пензенская обл. 202 197 97,5 1 1 100,0
10. Самарская обл. 192 134 69,8 115 111 96,5
11. Саратовская обл. 240 98 40,8 28 21 75,0
12. Респ. Мордовия 89 91 102,2 39 40 102,6
13. Респ. Удмуртия 76 66 86,8 6 2 33,3
14. Респ. Чувашия 80 66 82,5 7 3 42,9
Итого 6212 6240 100,5 642 725 112,9
Уральский федеральный округ (УФО)
1. Челябинская обл. 440 369 83,9 23 8 34,8
2. Свердловская обл. 284 189 66,5 36 40 111,1
3. Ханты – Мансийский авт. округ — Югра 68 101 148,5 31 31 100,0
4. Тюменская обл. 145 100 69,0 16 5 31,3
5. Курганская обл. 34 47 138,2 0 0 100,0
6. ЯНАО 16 6 37,5 4 3 75,0
  Итого 987 812 82,3 110 87 79,1
Сибирский федеральный округ (СФО)
1. Новосибирская обл. 708 877 123,9 9 6 66,7
2. Кемеровская обл. 248 520 2,1 раза 0 0 100,0
3. Иркутская обл. 351 432 123,1 15 15 100,0
4. Респ. Хакасия 178 213 119,7 4 4 100,0
5. Алтайский край 161 154 95,7 61 133 2,2 раза
6. Респ. Тыва 64 127 198,4 0 0 100,0
7. Красноярский край 105 122 116,2 3 1 33,3
8. Омская обл. 77 101 131,2 73 73 100,0
9. Томская обл. 39 46 117,9 14 15 107,1
10. Респ. Алтай 3 3 100,0 2 2 100,0
  Итого 1936 2595 134,0 181 249 137,6
Дальневосточный федеральный округ (ДФО)
1. Респ. Бурятия 1702 2195 129,0 44 40 90,9
2. Хабаровский край 478 633 132,4 2 2 100,0
3. Забайкальский край 231 232 100,4 6 6 100,0
4. Респ. Саха (Якутия) 138 151 109,4 16 16 100,0
5. Сахалинская обл. 35 145 4,1 раза 24 53 2,2 раза
6. Приморский край 64 73 114,1 4 8 2,0 раза
7. Амурская обл. 0 28 0 0 100,0
8. Еврейская автономная обл. 7 7 100,0 6 7 116,7
9. Камчатский край 5 5 100,0 1 1 100,0
10. Магаданская обл. 6 1 16,7 0 1
11. Чукотский автономный округ 0 0 100,0 0 0 100,0
Итого 2666 3470 130,2 103 134 130,1

 

Приложение 2

Сведения о законах субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, регулирующих поддержку территориального общественного самоуправления

Нормативный акт
Центральный федеральный округ
1. Закон Московской области от 26.10.2017 № 187/2017‑ОЗ «О поддержке территориального общественного самоуправления в Московской области»
2. Постановление губернатора Костромской области от 21.02.2006 № 190 «Об областном конкурсе на лучшую организацию работы территориального общественного самоуправления среди муниципальных образований Костромской области и среди органов территориального общественного самоуправления Костромской области»
3. Постановление правительства Воронежской области от 02.07.2015 № 545 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из областного бюджета некоммерческой организации – ассоциация «Совет муниципальных образований Воронежской области» на поощрение проектов, реализуемых в рамках территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Воронежской области, в рамках подпрограммы «Реализация государственной политики в сфере социально-экономического развития муниципальных образований» государственной программы Воронежской области «Содействие развитию муниципальных образований и местного самоуправления»
4. Постановление Министерства по делам территориальных образований и общественных объединений Рязанской области от 15.06.2017№ 3 «Об утверждении Положения о проведении ежегодного областного конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление Рязанской области»
5. Постановление администрации города Тулы от 01.12.2015 № 6040 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Тула «Поддержка и развитие территориального общественного самоуправления и общественных объединений в муниципальном образовании город Тула»
6. Постановление городской управы города Калуги Калужской области от 04.08.2016 № 242‑п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета муниципального образования «Город Калуга» на оказание финансовой помощи в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности муниципальных унитарных предприятий города Калуги»
Северо-Западный федеральный округ
1. Закон Архангельской области от 22.02.2013 № 613-37‑ОЗ «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Архангельской области»
2. Закон Вологодской области от 27.10.1999 № 422‑ОЗ «Об организации территориального общественного самоуправления в Вологодской области»: утратил силу с 01.01.2006 в связи с принятием закона Вологодской области от 22.10.2004 № 1068‑оз
3. Решение Вологодской городской думы от 30.09.2011 № 770 «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании «Город Вологда»
4. Закон Республики Коми от 05.12.2011 № 127‑РЗ «О некоторых вопросах поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Коми»
5. Закон Ленинградской области от 27.06.2000 № 17‑ОЗ «О территориальном общественном самоуправлении в Ленинградской области»: утратил силу с 28.02.2006 на основании закона Ленинградской области от 21.02.06 № 5‑ОЗ
6. Закон Ненецкого автономного округа от 13.03.2015 № 56‑ОЗ «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Ненецком автономном округе»
7. Решение Псковской городской думы Псковской области от 21.12.2001 № 345 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Пскове»
8. Решение городского Совета депутатов Калининграда от 06.09.2006 № 320 «Об утверждении Положения «О территориальном общественном самоуправлении в городе Калининграде»
9. Постановление администрации городского округа «Сыктывкар» от 31.10.2013 № 10/4145 «О мероприятиях по развитию территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар»
Северо-Кавказский федеральный округ
1. Закон Ставропольского края от 02.03.2005 № 12‑кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае»
2. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 № 358 «О государственной программе «Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики» до 2020 года»
3. Постановление Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013 № 353 «Об утверждении государственной программы Чеченской Республики «Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан, проживающих в Чеченской Республике» на 2014–2018 годы»
4. Постановление Правительства Республики Ингушетия от 07.08.2015 № 126 «Об утверждении Правил предоставления грантов на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности»
5. Постановление Правительства Республики Дагестан от 25.04.2016 № 110 «О реализации на территории Республики Дагестан проектов местных инициатив»
6. Постановление Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 29.08.2017 № 337 «О государственной программе Республики Северная Осетия – Алания «Формирование современной городской среды» на 2018–2022 годы»
Южный федеральный округ
1. Закон Республики Адыгея от 01.11.2018 № 189 «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления»
2. Закон Республики Адыгея от 31.03.2005 № 295 «О территориальном общественном самоуправлении в муниципальных образованиях»: утратил силу с 07.04.2009 на основании Закона Республики Адыгея от 01.04.2009 № 248
3. Постановление правительства Волгоградской области от 30.12.2013 № 806‑п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Управление государственными финансами Волгоградской области» на 2014–2020 годы»
4. Постановление Законодательного собрания Краснодарского края от 28.02.2007 № 2936‑П «О краевом конкурсе на звание «Лучший орган территориального общественного самоуправления»
5. Постановление правительства Республики Калмыкия от 21.06.2013 № 317 «О государственной программе «Социальная поддержка населения Республики Калмыкия на 2013–2020 годы»
6. Постановление Совета министров Республики Крым от 29.10.2017 № 423 «Об утверждении государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015–2020 годы»
7. Постановление правительства Ростовской области от 31.08.2017 № 597 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Формирование современной городской среды на территории Ростовской области»
8. Постановление правительства Севастополя от 10.11.2015 г. № 1045‑ПП «Об утверждении государственной программы «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Севастополе на 2016–2020 годы»
9. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2015 № 975 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Региональная политика и развитие гражданского общества»
10. Решение городской Думы Краснодара от 26.01.2006 № 6 «О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании «Город Краснодар»
11. Постановление администрации МО «Город Майкоп» от 07.02.2018 № 145 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с оказанием услуг, связанных с деятельностью местных некоммерческих организаций, направленной на поддержку и развитие территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании «Город Майкоп»
Приволжский федеральный округ
1. Закон Нижегородской области от 03.05.2006 № 38‑З «Об утверждении областной целевой программы «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области» на 2006–2020 годы»
2. Закон Ульяновской области от 28.06.2017 № 74‑ЗО «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Ульяновской области»
3. Постановление правительства Республики Башкортостан от 12.02.2018 № 61 «О реализации на территории Республики Башкортостан проектов по благоустройству дворовых территорий, основанных на местных инициативах»
4. Постановление правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/481 «О реализации проекта по поддержке местных инициатив в Кировской области»
5. Постановление правительства Республики Марий Эл от 24.03.2014 № 130 «О реализации на территории Республики Марий Эл проекта по поддержке местных инициатив в городских и сельских поселениях в Республике Марий Эл»
6. Постановление правительства Республики Мордовия от 04.10.2013 № 451 «Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014–2025 годы»
7. Постановление правительства Пермского края от 01.10.2013 № 1305‑п «Об утверждении государственной программы Пермского края «Региональная политика и развитие территорий»
8. Постановление правительства Самарской области от 13.11.2013 № 616 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014–2017 годы и на период до 2020 года»
9. Постановление правительства Саратовской области от 31.03.2016 № 137‑П «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на поддержку начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм и грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы и признании утратившими силу отдельных положений постановления правительства Саратовской области от 06.03.2015 №111‑П»
10. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 09.04.2018 № 226 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на проведение мероприятия, направленного на развитие системы территориального общественного самоуправления Республики Татарстан, в части осуществления компенсационных выплат руководителям территориальных общественных самоуправлений»
11. Указ Главы Чувашской Республики от 30.01.2017 № 7 «О реализации на территории Чувашской Республики проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах»
12. Постановление Администрации города Ижевска от 26.11.2015 № 495 «Об утверждении муниципальной программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования «Город Ижевск», на 2016-2020 годы»
13. Постановление администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 14.11.2013 № 4037‑п «Об утверждении муниципальной программы «Устойчивое развитие Оренбургского района Оренбургской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»
14. Постановление администрации города Пензы от 27.02.2015 № 223 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Пензе и поддержка местных инициатив на 2015-2021 годы»
Уральский федеральный округ
1. Постановление правительства Курганской области от 14.10.2013 № 474 «О государственной программе Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014–2017 годы и на период до 2020 года»
2. Постановление правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699‑п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса на 2013–2020 годы»
3. Постановление правительства Челябинской области 21.12.2016 № 724‑П «О государственной программе Челябинской области «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017–2020 годы»
4. Постановление правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.09.2014 № 703‑П «Об утверждении положения о предоставлении грантов на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности Ямало-Ненецкого автономного округа»
5. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 06.04.2018 № 151‑рп «О Концепции развития территориального общественного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2025 года»
6. Распоряжение правительства Свердловской области от 07.06.2018 № 379‑РП «Об утверждении Программы поддержки и развития чтения в Свердловской области на 2018–2021 годы и состава рабочей группы по поддержке и развитию чтения в Свердловской области»
Сибирский федеральный округ
1. Закон Алтайского края от 11.07.2011 № 78‑ЗС «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае»
2. Закон Иркутской области от 08.06.2011 № 37‑ОЗ «Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций»
3. Закон Кемеровской области от 05.04.2011 № 30‑ОЗ «О взаимодействии органов государственной власти Кемеровской области с некоммерческими организациями»
4. Закон Красноярского края от 07.02.2013 № 4-1041 «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае»
5. Закон Красноярского края от 05.12.2013 № 5-1908 «О краевых социальных грантах»
6. Постановление администрации Алтайского края от 07.04.2014 № 163 «О предоставлении грантов на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности»
7. Постановление Правительства Республики Алтай от 15.02.2018 № 46 «Об утверждении Правил проведения конкурсного отбора проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, на территории Республики Алтай в рамках реализации проекта «Инициативы граждан»
8. Постановление правительства Омской области от 15.10.2013 № 252‑п «Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области»
9. Постановление администрации Томской области от 12.12.2014 № 485а «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области»
10. Постановление Правительства Республики Тыва от 11.11.2016 № 471 «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Социальная поддержка граждан в Республике Тыва на 2017-2019 годы».
11. Постановление Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 528 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Региональная политика Республики Хакасия (2017-2021 годы)»
12. Постановление губернатора Новосибирской области от 01.02.2018 № 21 «О мерах по созданию условий для развития территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Новосибирской области»
13. Решение Красноярского городского Совета депутатов от 11.03.2011 № 13-235 «О территориальном общественном самоуправлении в городе Красноярске»
14. Постановление администрации г. Кемерово от 17.02.2017 № 285 «О проведении городского конкурса «Лучший комитет территориального общественного самоуправления»
Дальневосточный федеральный округ
1. Закон Забайкальского края от 24.11.2010 № 432‑ЗЗК «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Забайкальском крае»
2. Закон Камчатского края от 14.11.2011 № 689 «О государственной поддержке некоммерческих организаций в Камчатском крае»
3. Закон Приморского края от 05.04.2013 № 183‑КЗ «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Приморском крае»
4. Закон Чукотского автономного округа от 24.10.2011 № 101‑ОЗ «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Чукотском автономном округе»
5. Постановление правительства Амурской области от 05.04.2018 № 142 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию социально значимых проектов»
6. Постановление Правительства Республики Бурятия от 10.04.2013 № 180 «Об утверждении государственной программы Республики Бурятия «Совершенствование государственного управления»
7. Постановление правительства Еврейской автономной области от 20.01.2015 № 7‑пп «О порядке предоставления субсидий на реализацию общественных инициатив населения Еврейской автономной области в социальной сфере в 2015–2020 годах»
8. Постановление Правительства Забайкальского края от 19.11.2013 № 488 «О краевом конкурсе среди субъектов территориального общественного самоуправления «Решаем сами»
9. Постановление правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 523‑П «Об утверждении государственной программы Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края на 2014–2020 годы»
10. Постановление правительства Магаданской области от 18.02.2016 № 97‑пп «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям Магаданской области»
11. Постановление правительства Сахалинской области от 01.08.2016 № 380 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на мероприятия по осуществлению территориального общественного самоуправления»
12. Постановление правительства Хабаровского края от 24.06.2016 № 199‑пр «Об утверждении Положения о предоставлении грантов в форме иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края в целях поддержки проектов, инициируемых муниципальными образованиями края по развитию территориального общественного самоуправления»
13. Постановление правительства Чукотского автономного округа от 21.10.2013 № 411 «Об утверждении Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа на 2014–2020 годы»
14. Решение Благовещенской городской думы от 30.03.2017 № 32/31 «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании «Город Благовещенск»
15. Постановление мэрии города МО «Город Биробиджан» Еврейской автономной области от 18.04.2017 № 991 «О проведении муниципального конкурса социально значимых проектов органов территориального общественного самоуправления»

Опубликована Стратегии развития ТОС в Российской Федерации до 2030 года

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *