Беседа с директором департамента ЖКХ Приморья о важности института «активного собственника» и не только

В рамках проекта по созданию серии интервью 11 января состоялась встреча с директором департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края Еленой Александровной Пархоменко.

Виталий:

Сами интервью уже вышли за рамки изначальной задачи — раскрыть тему ТОС, теперь мы раскрываем темы в рамках компетенций собеседников, которые касаются и могут интересовать жителей нашего района, города и региона. Моя задача — показать людям разные точки зрения, рассказать кто и чем занимается, чтобы было больше понимания о процессах, из-за которых какие-то проблемы решаются не так быстро, как хотелось бы.

Елена Александровна:

Считаю, что власть чаще должна идти на диалог с людьми. Говорю не только про нашу сферу ЖКХ. Тем более в эпоху соцсетей, многие слухи рождаются и обрастают как снежный ком новыми историями из-за того, что власть открывает мало информации.

 

Виталий:

Как в примере с «ядерным могильником«?

Елена Александровна:

Да! Часто бывает, что чиновник не готов пойти на диалог, ведь это не всегда приятно, будут неудобные вопросы. Но я всегда была за открытость.

Много общаюсь с людьми и мне попадаются чаще такие активные и осведомленные собственники, которые, кажется, знают в нашей сфере больше, чем мы. Они уже перелопатили в интернете всю нормативную базу, всю практику. Люди очень грамотные и это нас, чиновников, должно подстегивать к совершенствованию.

 

Виталий:

Мы видели ваше выступление на вручении сертификатов победителей проекта «1000 ДВОРОВ». Очень порадовали те, акценты, которые вы сделали — про «институт активного собственника». Мы в своем районе стараемся соответствовать этому термину и надеемся, что не только вы во власти этот тезис поддерживаете. Как среди потребителей найти или вырастить этих активистов, которые будут не жаловаться на жизнь в социальных сетях, а включаться в процессы.

Елена Александровна:

Есть такой проект «Единой России» — «Школа грамотного потребителя». Там множество задач, но одна из главных — формирование активного собственника, который знает ЧТО делать, КАК делать и какой РЕЗУЛЬТАТ должен быть.

Когда школу «Управдом» учредили во Владивостоке, знаю что сначала её посещали люди старшего поколения, пенсионеры, но потом туда стали ходить и более молодые. Мы туда привлекли также молодежное правительство Приморского края и Николай Селюк, который тогда был председателем комитета по ЖКХ, он популяризировал в крае компьютерную игру «ЖЭКА» и разработал брошюру про капремонт. Это вовлечение и обучение. Как еще донести школьникам откуда берутся эти платежки и как формируется стоимость? Почему это важно? Это ведь и сбережение в каждой семье – это наши деньги. И на сегодня Николай, между прочим, уже депутат законодательного собрания Приморского края.

 

Виталий:

То есть тут сработал тот самый «социальный лифт».

Елена Александровна:

Конечно, потому что активный и не безразличный. Формирование этой культуры — процесс не быстрый, а начинать нужно с самого детства. Своим детям я стараюсь прививать ответственное отношение.

 

Виталий:

Практически у всех органов исполнительной власти Приморского края есть такое полномочие в положении, регламентирующем его деятельность: «оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции». В каких формах это проявляется?

Елена Александровна:

Помимо школы «Управдом» существует соглашение по информационному взаимодействию с центрами поддержки собственников. Мы, со стороны департамента, поддерживаем создание таких общественных организаций. Например – это информационно-методический центр «Тихоокеанский проект«. Его руководитель, Смышляев Александр Михайлович состоит в общественно-экспертном совете при губернаторе. Они создают центры поддержки собственников на территории каждого муниципального образования, выискивают активистов, организовывают встречи. В итоге формируется такая «социальная сеть».

На федеральном уровне есть понимание важности этих процессов, это отражено в майских указах президента от 2012 года.

Выдержка из указа:

ж) до июня 2013 г. обеспечить создание сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств.

Чтобы преодолеть барьер между властью и людьми как раз нужны такие институты. Хочу отметить центр в Лучегорске и общественника Светлану Потаповну Шарихину, у которой есть своя работа, но она всегда в тренде. Настолько приятно общаться, получаешь вопросы, идеи и информацию с мест, чего порой не хватает нам, госслужащим. Да и во Владивостоке таких людей становится много. Это здорово!

 

Виталий:

По принципу «если не мы, то кто же»… Речь идет о зарегистрированных НКО, я правильно понимаю? В эту «сеть» ТОСы укладываются, ведь они были придуманы законодателем давно?

Елена Александровна:

Есть и зарегистрированные, есть и просто объединения и отдельные активисты, с которым у нас налажен контакт.

Конечно, ТОСы в этой инфраструктуре — важное звено. У нас в крае это в свое время не пошло. Не знаю, чем это объясняется, возможно это связано с тем, что стимулировали тему ТСЖ, т.к. был такой целевой показатель по указу президента — не менее 5% домов в управлении по этой форме с ежегодным увеличением. В муниципалитетах много было создано ТСЖ, которые остались фиктивными. Когда это шло не от людей, то в итоге мы видим, что в налоговой и минюсте зарегистрировано ТСЖ, а по факту дом управляется управляющей компанией. Мы начали процедуру ликвидации фиктивных ТСЖ и сейчас у нас до 5% домов в управлении реальных ТСЖ по региону.

Мое мнение, ТСЖ — это та форма управления, которая будет эффективна, когда собственники «созрели». Пример — мой дом, новостройка с рядом недостатков от застройщика. Сначала была управляющая компания от застройщика, потом её поменяли на другую и не один раз. Более года назад собственники решили переходить в ТСЖ накануне отопительного сезона, я была против и очень опасалась, т.к. знаю возможные сложности. Но большинство приняло решение, ТСЖ начало работать.

Мы прожили прошлую зиму, не все было гладко, но эта форма правления себя оправдала. Вначале, конечно, приходилось много работать с должниками, т.к. дом может рассчитывать только на свои финансы. Но на сегодняшний момент это стабилизировалось. Проблемы с деньгами нет, возникают иногда другие проблемы — с отдельными подрядчиками, со сроками исполнения.

Это говорит о том, что ТСЖ будет работать, когда есть тот «костяк», который взять на себя эту работу. Важна честность и порядочность председателя, отчетность и прозрачность. Люди должны видеть, на что тратятся их деньги. Также же важны содружество и платежеспособность собственников. Конечно, в маленьких домах, либо в не заселенных полностью никто не посоветует создавать ТСЖ. Большой плюс, сейчас по закону есть возможность прямых договоров — собственники могут напрямую оплачивать коммунальные услуги.

 

Виталий:

У нас на улице Сочинской один из домов перешел в эту форму, другие об этом тоже задумываются. Сначала мы устроили «смотрины» нескольким управляющим компаниям. Мы не можем сказать, что довольны работой нынешней УК, но решили её не менять на другую — тариф меньше не станет и нет гарантии, что качество услуг будет выше. Поскольку даже в существующих советах домов нет людей, которые достаточно хорошо разбирались бы в вопросах ЖКХ, то рассматривается схема, при которой ТСЖ наняло бы профессионального управляющего и всех остальных необходимых профессионалов.

Елена Александровна:

Конечно, ТСЖ – это ведь не «коорепратив самоделкин», эксплуатация и управление зданием – это профессиональная деятельность. По схеме работы — конечно не обязательно в штате располагать всеми кадрами. К примеру, можно не содержать аварийную службу, можно работать с ней по договору. Какая там будет форма оплаты — абонентская или по заявкам — договоритесь.

 

Виталий:

Есть опыт в городе, когда одним ТСЖ обслуживаются несколько домов?

Елена Александровна:

Есть, это предусмотрено законом, в жилищном кодексе.

 

Виталий:

Граждане часто сталкиваются с ситуацией, когда при наличии множества ведомств и законов проблемы не решаются годами. В нашем районе нам самим приходится самим разбираться во всех вопросах, активной работы мэрии или депутатов мы не ощущаем. Помимо вашего департамента мы состоим в переписке со смежными ведомствами – департамент градостроительства, департамент дорог, «стройнадзорная» инспекция, жилищная инспекция и еще управления в городской администрации. Расскажите пожалуйста простым языком про зону ответственности вашего департамента.

Елена Александровна:

У любого органа власти есть основной документ, который определяет все это. Как у компаний есть Устав, у нас – Положение, которое опубликовано на сайте.

Инспекции – это надзорные органы. К примеру, ГЖИ работает по статье 20-й жилищного кодекса, полномочий очень много. Собственникам всем рекомендую, если управляющая компания игнорирует обращение или халатно относится к его отработке, тогда с этими фактами обращайтесь в государственную жилищную инспекцию с просьбой проведения проверки в отношении управляющей компании. ГЖИ будет разбираться в причинах бездействия или халатности.

Основная функция органа исполнительной власти – реализация единой государственной политики в отрасли, в нашем случае – жилищно-коммунальной сферы. У нашего департамента полномочий не так много, потому что в сфере ЖКХ по 131-му федеральному закону они находятся на муниципальном уровне — вся коммуналка, это теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, обеспечение населения газом и топливом. Нас регулирует ФЗ 184, мы занимаемся стратегическими вещами: реализацией крупных государственных программ, поддержку муниципальных образований в осуществлении их полномочий. Как-то: программа по ремонту тепловых сетей, котельного оборудования, объектов водопроводного хозяйства. Программу «Комфортная городская среда» мы курируем, но реализация – это полномочия муниципалитетов.

Помимо 34 муниципальных образований, городских округов и муниципальных районов есть еще и поселения, у которых тоже есть полномочия по содержанию и благоустройству своей территории, а финансов, зачастую, недостаточно. Наш уровень власти поддерживает муниципалитеты и систему ЖКХ в регионе, оперируется 10 миллиардами рублей в год. Нам подведомственно два предприятия — Примтеплоэнерго и Приморский водоканал и очень хорошо, что они остались государственными.

Еще одна наша функция — субсидирование льготного тарифа на электричество и тепло. Не все знают, что во Владивостоке тарифы на тепло самые низкие в регионе, потому что у нас комбинированные выработка электричества и тепла крупными станциями — ТЭЦ. В регионе работает 857 котельных, среди них тариф доходит до 8000 рублей за гикакаллорию, для сравнения — здесь около 2 тысяч. У нас есть закон Приморского края, который приравнял тарифы всего края к тарифу Владивостока и эту разницу мы компенсируем.

 

Виталий:

У нас дом оборудован индивидуальными приборами учета отопления от застройщика, но с 2016 года управляющая компания и ДГК не могут решить вопрос автоматической подачи показаний с ежемесячным их учетом, а не перерасчет раз в год.

Елена Александровна:

А в большинстве домов и общедомового счетчика нет. У нас сейчас есть пилотные два города, где мы пытаемся максимально отработать этот вопрос, чтобы на 100% домов установить их и изучить результат.

Резюмируя вопрос о полномочиях департамента – это государственная политика в ЖКХ, финансовая поддержка полномочий муниципальный образований, консультативная поддержка, формирование и ведение программ. Некоторые муниципальные образования впервые смогли что-то благоустроить в рамках программы «Комфортная городская среда», потому что до этого не доходили руки или не было денег.

Сейчас по указу президента №204 мы ежегодно финансируем создание новых общественных территорий — парков, скверов, площадей и т.д. И конечно же дворы.

 

Виталий:

Жаль, что в списке видов благоустройства нет опорных стенок. Очень хочу декорировать опорную стенку на районе, которая сейчас обрастает граффити. Уже получили необходимые согласования в мэрии, даже получили ответ от застройщика и Дом.рф. Хоть стенка и недостроенная, они не против инициативы (показываю карту, фотографии района и опорной стенки с маяком).

Елена Александровна:

Да, я слышала об этой инициативе. Море, лес… так у вас элитный район!

 

Виталий:

Но мы этого не ощущаем, пока у нас вот такие дороги (показываю фото).

Елена Александровна:

Да, но пока весь район не застроится, будут ли эту дорогу делать, ведь она вся разобьется?

 

Виталий:

Мы понимаем, что стройка продолжится, но это же можно решить дорогой-дублером, мы же не уникальны в этом вопросе. Но этим нужно кому-то заниматься, а пока что в ходе «расследования» я сделал вывод, что у нас не отлажено межведомственное взаимодействие. Органов власти много, а нам приходится выяснять механизмы финансирования, изучать программы. Казалось бы, наши интересы должны депутаты представлять, но мы этого не сильно ощущаем. Как это исправить?

Елена Александровна:

Да, в городе пока такой период неопределенный. На краевом уровне выборы прошли и сейчас идет формирование новой администрации. Новое соподчинение департаментов вице-губернаторам. Кстати, нас теперь вместе с дорожным департаментом курирует один вице-губернатор.

Кто касается межведомственного взаимодействия – это одна из крупнейших проблем, которая касается любой большой структуры. У каждого органа власти свои полномочия, но для жителей важен результат. Мы сами, в ходе реализации программы «Комфортная городская среда» осознали важность межведомственного взаимодействия и синхронизации программ.

Пример из жизни. В Шкотово выбрали благоустройство пешеходной зоны вдоль трассы — асфальтирование, бордюры, освещение. Проект согласовали, муниципалитет приступил к реализации, привлек подрядчиков. В это же время подрядчик департамент дорожного хозяйства по программе «Безопасные и качественные дороги» работает на этой трассе. Начали в разное время, но в итоге реализация двух важных работ стала мешать друг другу. Стало очевидно, что перед началом работ нужна синхронизация проектов. Мы это донесли до муниципалитетов. То есть они должны понимать, если люди выбрали детскую площадку, нужно проверить, не будет ли там, к примеру, «Примтеплоэнерго» делать свою теплосеть. Чтобы не было казусов документацию проекта нужно согласовать с ресурсоснабжающими организациями.

 

Виталий:

И как эту проблему решить?

Елена Александровна:

На федеральном уровне эту проблему пытаются решить внедрением проектного управления, у нас создан специальный департамент. Чтобы был конечный результат. У каждого проекта есть администратор. Я как соисполнитель могу не знать об участии других, но администратор обеспечивает синхронизацию процессов, то есть контроль.

К сожалению, потребуется время, чтобы отладить все это. Но задача стоит и обратного пути нет.

 

Виталий:

Теперь достаточно частный вопрос — кондиционеры на фасадах. Их установка как-то регламентирована?

Елена Александровна:

Это должно быть отражено в правилах благоустройства муниципалитета. Каждый их разрабатывает и принимает самостоятельно, имея общую методику от Минстроя. У нас в крае порядке 94 муниципалитетов (это включая уровень поселений) такие правила приняли. Во Владивостоке в том числе, но с ходу не скажу, отражено ли там это.

Нас, региональную власть обязали проконтролировать, чтобы во всех муниципалитетах с численностью более 1000 человек такие правила приняли. Это и работа депутатов, и общественные слушания.

Но при этом в рамках дома, особенно, если это ТСЖ можно сделать предписание всем собственникам о способе и местах монтажа, об отведении конденсата.

К примеру, наше ТСЖ приняло также единый дизайн остекления балконов – это тоже важно для сохранения эстетичного облика дома.

 

Виталий:

Вопрос по взаимоотношению новостроек с застройщиками по гарантийным обязательствам. Если тут возникают сложности, то нужно обращаться в ГЖИ?

Елена Александровна:

Нет, это другая инспекция — регионального строительного надзора.

 

Виталий:

Ясно, просто мы уже сталкиваемся с тем, что застройщик старается минимизировать свою ответственность и затраты.

И последний вопрос — про мусорную реформу. Про регионального оператора, про спецзавод, про переполнение Горностаевского полигона.

Елена Александровна:

«Спецзавод №1» – это название муниципального унитарного предприятия. У него есть полигон и завод, который закрыли. С полигоном на улице Холмистой есть проблема: там пять карт (секций) и первая почти переполнена. Следующую еще не построили, создана временная, на которой мусор складируются. В соответствии с экологическим законодательством сейчас проектируется строительство второй карты и строительство очистных сооружений. Проект завершается, в этом году должна быть проведена экспертиза, должно начаться и закончиться строительство второй карты.

Оператор полигона – это МУП «Спецзавод №1», они отремонтировали линии сортировки и они уже запущены. Это нужно чтобы отделить полезные фракции – картон, пластик и т.д., остальные отходы уплотнить — сжать, чтобы они меньше места занимали на полигоне.

Региональный же оператор по утвержденной территориальной схеме должен вывозить мусор со всего Приморского края. Он взаимодействует с операторами полигонов, которых у нас 13 в Приморье. Но, вот с чем мы столкнулись при реализации. Регоператором по конкурсу был выбран тот же МУП «Спецзавод №1».

Они начали организационную работу — начали встречаться с перевозчиками, начали готовить проект договора, банковскую гарантию получили на начало деятельности. Но когда мы столкнулись с тем, что плечо перевозки достигает 300 км и посчитали, что для жителей отдельных населенных пунктов это будет стоить очень дорого. Мы пришли к пониманию, что нужны дополнительные объекты сортировки чтобы была эффективная логистика, возможно и дополнительные полигоны.

Аналогичное случилось во многих регионах и потому федеральный законодатель принял в декабре прошлого года дать отсрочку. Поэтому мы сейчас этот статус Спецзавода, не потому что он что-то сделал не так, а потому что ситуация такая. В СМИ ушла неправильная информация. Эту схему с перспективными объектами мы целый год согласовывали с муниципальными образованиями. Не все вовремя включались в работу, в итоге схема еще не утверждена. В этом году нам предстоит это решить, подготовить инфраструктуру, чтобы в следующем году тариф регоператора не был «золотым».

Сама идея закона — замечательная. Невыгодно будет бросать мусор в лес, регоператор всем выставляет квитанции, необходимо будет заплатить в любом случае.

 

Виталий:

Раз уж упомянули мусор в лесу. Мы в своем районе своими силами с этим боремся, иных способов нет?

Елена Александровна:

К сожалению, борьба со стихийными свалками решается фото-видео фиксацией, чтобы номера машин было видно. Опять же, вспоминаю Лучегорск — там знают, куда обычно везут мусор, и они выстави там фото-фиксацию, чтобы потом можно было применять штрафы.

 

Виталий:

В завершении вопрос по Фонду капремонта, где уволился руководитель. Знаю, что профильный общественно-экспертный совет должен был изучить итоги работы Фонда за год. В двух словах об этом.

Елена Александровна:

Сам Фонд перешел к нам от департамента градостроительства в прошлом году. Программа капремонта сформирована так, количество запланированных ремонтов в год непропорционально собираемым средствам. Программа выполнена менее чем на половину, соответственно запланированные работы переносятся. Будем делать организационные выводы и реорганизовывать деятельность Фонда. Многие собственники жалуются, на какой год запланирован ремонт их дома. Сейчас придется менять и закон о капремонте.

 

Виталий:

Нашим домам скоро тоже предстоит участие в этом Фонде, поэтому интересуемся.

Елена Александровна:

Поэтому уже сейчас думайте, как поступить — формировать деньги на спецсчете, либо в общем фонле капремонта.

Читайте также:

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *