Фонд «Энергия участия» провел вебинар для ТОС по социальным услугам

Поставщиками социальных и общественно полезных услуг могут быть территориальные общественные самоуправления — об этом рассказали на вебинаре фонда «Энергия участия». Экспертом выступила Оксана Коротеева — директор Центра развития гражданского общества, некоммерческого сектора и социально ориентированных некоммерческих организаций РГСУ.

Государственная политика развития сектора

Системное развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций, направленное на повышение их роли в предоставлении услуг в социальной сфере начато в 2008 году. Впервые это направление было отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662–р:

  • преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы соцзащиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в НКО и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению госзаказа по оказанию социальных услуг;
  • обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных НКО;
  • создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных НКО, оказывающих социальные услуги населению, реализация органами государственной власти (ОГВ) и органам местного самоуправления (ОМСУ) программ в области поддержки развития негосударственных НКО, введение налоговых льгот для негосударственных НКО, предоставляющих социальные услуги;
  • содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).

В 2010 году Федеральный закон от 12.01.1996 № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях» дополнен положениями, предусматривающими выделение среди НКО отдельной группы – социально ориентированные НКО. Определен перечень видов деятельности СО НКО, осуществление которых позволяет ОГВ и ОМСУ оказывать таким организациям в приоритетном порядке поддержку в различных формах:

  • финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку,
  • предоставление льгот по уплате налогов и сборов,
  • размещение государственных и муниципальных заказов.

Соответствующие полномочия органов власти регионального и местного уровней закреплены в федеральных законах 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В  Федеральный закон от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» внесены изменения: СО НКО предоставляются государственные и муниципальные преференции; уточнены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, передаваемого во владение и (или) в пользование СО НКО.

Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2011 года № 713 утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию программ поддержки СО НКО. Приказом МЭР РФ от 17 мая 2011 года № 223 определен Порядок ведения органами власти реестров СО НКО – получателей поддержки.

Приняты федеральные законы, регулирующие правовые, организационные и экономические основы отдельных отраслей социальной сферы, предусматривающие возможность участия негосударственных участников рынка в оказании услуг:

  • в Федеральном законе от 21.11.2011 года № 323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» допускается участие негосударственных организаций в профилактике заболеваний и формировании ЗОЖ, оказании медицинских услуг;
  • согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании» частные образовательные организации могут оказывать образовательные услуги.

Принятие Федерального закона от 28.12.2013 № 442–ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступил в силу 1 января 2015 года.

  • Закон заложил правовые основы для осуществления СО НКО деятельности по предоставлению соцуслуг.
  • Установлены полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере социального обслуживания по организации поддержки СО НКО, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, а также механизмы финансового обеспечения предоставления социальных услуг негосударственными организациями.
  • Региональные органы власти формируют реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей услуг.
  • Негосударственным поставщикам социальных услуг Федеральный закон предоставляет возможность получать бюджетные субсидии, а также участвовать в проведении закупок социальных услуг.

Формирование правовых механизмов для доступа СО НКО на рынок социальных услуг шло опережающими темпами по сравнению с другими отраслями социальной сферы.

С 2011 по 2015 гг. наблюдается положительная динамика развития сектора СО НКО:

  • Количество СО НКО увеличилось в 1,4 раза. К 2015 году общее количество таких НКО достигло 140 тыс.
  • Рост численности работников сектора: в 2011 году здесь было задействовано 445 тыс. человек, в 2014 году – 1062 тыс. человек.
  • Рост объемов государственной поддержки некоммерческих организаций. Общие ассигнования федерального бюджета на поддержку СО НКО увеличены с 4,8 млрд руб. в 2012 году до 8,1 млрд руб. (859 млн руб. от Минэкономразвития) в 2015 году.

Правовую, консультационную, информационную и организационную поддержку СО НКО в регионах оказывают ресурсные центры, добровольческие центры, центры инноваций в социальной сфере. После окончания программы поддержки ресурсных центров по линии Минэкономразвития России государственная поддержка таких центров осуществляется по линии Фонда президентских грантов.

Основной формой государственной поддержки СО НКО выступают субсидии (гранты) из федерального бюджета.

  • На реализацию распоряжения Президента РФ от 25 июля 2014 № 243-рп «Об обеспечении в 2014 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты» было выделено почти 2,7 млрд руб. субсидий. Для сравнения: в 2013 году было выделено 2,32 млрд, в 2012-м – 1 млрд.
  • Кроме того, социально ориентированные НКО также получили поддержку на региональном уровне за счет субсидий из федерального бюджета.
  • С 2014 года в рамках госпрограммы РФ «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 296, реализуется подпрограмма «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Ожидаемым результатом подпрограммы является, в том числе увеличение доли НГО при оказании услуг в социальной сфере.
  • Органами исполнительной власти субъектов РФ приняты региональные программы поддержки СО НКО. В 2015 году уже 75 субъектов РФ реализовывали программы поддержки СО НКО (в 2011 году таких регионов было 53, а в 2010 – лишь 7), 55 субъектов получили на это субсидии из федерального бюджета.

«…считаю правильным поэтапно направлять некоммерческим организациям до 10 процентов средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы НКО могли участвовать в оказании социальных услуг, которые финансируются за счёт бюджетов

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию  3 декабря 2015 г.

«Я хочу, чтобы меня услышали и губернаторы, и муниципальные власти. Я прошу вас, что называется, не жадничать, не отдавать по привычке, по накатанной предпочтения исключительно казённым структурам, а по максимуму привлекать к исполнению социальных услуг и некоммерческие организации. Давайте прямо скажем, у них ещё глаз не замылился, очень важно сердечное отношение к людям. И давайте вместе держать эти вопросы под особым контролем.»

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г.

Комплекс мер, направленных на обеспечение доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы, утвержденный поручением Заместителя Председателя Правительства РФ от 23.05.2016 № 3468п–П44;

План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 года № 1144-р;

Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 года № 768-р;

План мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 года № 1697–р;

Проводимый Минэкономразвития России ежегодно начиная с 2017 года рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки СО НКО и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Одним из основных механизмов привлечения СО НКО к оказанию услуг в социальной сфере в настоящее время являются закупки социальных услуг. При этом статьей 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для СО НКО установлены преимущества, предоставляемые при осуществлении закупок. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства и СО НКО в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок.

В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации НКО, не являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично–правовыми компаниями, могут получать субсидии за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов. Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление указанных субсидий, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 года № 541.

В 2020 году принят ФЗ-189 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

27 декабря 2018 года в ходе заседания Государственного совета, посвященного развитию добровольчества (волонтерства) и СО НКО были рассмотрены вопросы государственной поддержки некоммерческого сектора, осуществляющего социально ориентированную деятельность, укрепления его экономического потенциала и участия в оказании услуг в социальной сфере. По итогам заседания Государственного совета Президент Российской Федерации дал ряд поручений Правительству Российской Федерации (Перечень поручений от 16 января 2019 года № Пр–38ГС).

Выработке предложений по совершенствованию государственной политики в социальной сфере, содействию развитию благотворительности и попечительства в социальной сфере посвящена работа Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, который возглавляет Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голикова. По итогам состоявшегося 11 сентября с. г. заседания Совета Т.А. Голиковой дан ряд поручений федеральным органам исполнительной власти в целях развития конкурентных механизмов в сфере социальных услуг.

Комплекса мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 годы с учетом задач, вытекающих из национальных целей развития, национальных и федеральных проектов. Новый комплекс мер должен предусматривать меры по снижению административных барьеров в привлечении СО НКО к оказанию услуг в отраслях социальной сферы и меры содействия реализации муниципальных программ, посвященных поддержке деятельности СО НКО.

Минтруд должен проанализировать информацию субъектов Российской Федерации о средних нормативах финансовых затрат в месяц на одного получателя социальных услуг в сфере социального обслуживания и ситуацию с установлением в регионах тарифов и стандартов на социальные услуги. По итогам Министерство должно будет представить предложения по уменьшению дифференциации тарифов в разных регионах страны.

Государство уделяет большое внимание развитию качества и доступности услуг, оказываемых населению, и расширению возможностей негосударственных НКО в их предоставлении, в том числе развивая и совершенствуя законодательство.

ТОС, как поставщик соцуслуг: возможности и перспективы

О внесении изменений в часть первую ГК РФ в части установления особенностей регулирования деятельности ТОС как НКО: предлагается определить, что действующее в качестве ЮЛ территориальное общественное самоуправление является некоммерческой корпоративной организацией и может осуществлять приносящую доход деятельность, только непосредственно связанную с решением вопросов местного значения.

О внесении изменения в главу 8 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» в части установления особенностей регулирования деятельности ТОС как НКО — предлагается 131–ФЗ дополнить новой статьей, посвященной вопросам поддержки ТОС органами государственной власти и ОМСУ:

  • Устанавливается право ОГВ и ОМСУ оказывать поддержку ТОС.
  • При этом государственную (муниципальную) поддержку предлагается оказывать только ТОС, зарегистрированным в качестве ЮЛ.
  • Предусмотрен срок оказания поддержки – не менее 2х лет (в отличие от ИОПУ для ТОС не предусмотрено право приоритетного оказания поддержки).
  • Меры поддержки аналогичны мерам, предусмотренным для СО НКО в статье 31.1 ФЗ № 7–ФЗ.
  • Предлагается установить обязанность ФОИВ, РОИВ и ОМСУ, оказывающих поддержку ТОС, размещать на своих официальных сайтах в сети «Интернет» информацию о ТОС – получателях поддержки.

Дорожная карта на 2021-2025 годы:

  1. Отбор ТОС с высоким потенциалом для работы в качестве поставщика соцуслуг
  2. Регистрация ТОС в качестве ЮЛ
  3. «Выращивание» ТОС – НКО (обучение НКО и участие в региональных и федеральных конкурсах проектов)
  4. Наращивание ресурсов НКО – ТОС
  5. Трансформация ТОС в поставщика услуг на местном уровне
  6. Приобретение опыта оказания услуг
  7. ТОС – поставщик соцуслуг

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.