В начале ноября правительство назвало лучшие и худшие города России по качеству жизни. Индекс качества городской среды по поручению президента как часть национального проекта «Жилье и городская среда» делали вместе с Дом.РФ и КБ «Стрелка». Результаты исследования (скачать в PDF) будут использоваться для расчета субсидий регионам из федерального бюджета на поддержку государственных и муниципальных программ. Кроме того, доля городов с благоприятной городской средой – один из критериев оценки эффективности губернаторов.
В мире существуют более 200 различных индексов и рейтингов городов. В России это инструмент мониторинга состояния среды в 1114 городах страны. К 2024 году президент поручил повысить индекс качества городской среды на 30% и сократить количество городов с неблагоприятной городской средой в два раза. Чтобы оценить достижимость этих показателей, был разработан инструмент, который оценивает качество городской среды.
Администрация Приморья поспешила порадоваться индексу Владивостока в официальном Instagram, написав, что «среди крупных городов Дальнего Востока Владивосток по качеству городской среды занял первое место». В 2019 году Владивосток получил 196 из 360 баллов. Средний балл в группе крупных городов (население 250 тыс — 1 млн), к которым относится столица Дальнего Востока составляет 186 баллов. На первом месте Сочи с 219 баллами, аутсайдер — Якутск с 147 баллами. Владивосток на 22 месте в списке из 63 городов, то есть на границе первой тройки.
Но индекс — это не рейтинг. Индекс — это показатель, важный только для объекта исследования, для конкретного города. В пример авторы приводят индекс массы тела. Человеку важен собственный индекс массы тела, чтобы выявить какие-то нарушения; для понимания этих проблем не важен индекс массы тела других людей. Рейтинг, в свою очередь, — это инструмент, который показывает соотношение между объектами исследования. Подробный рассказ о том, как и зачем делали индекс читайте здесь.
1114 городов разделены на 10 размерно-климатических групп исходя из размера, численности населения и схожих климатических условий. Города из разных групп сравнивать нельзя, а в пределах одной группы — можно.
Каждый город мог получить от 0 до 360 баллов. При этом населенные пункты с оценкой до 180 баллов считаются городами с неблагоприятной средой, выше 180 – с благоприятной. Получается, что краевой центр Приморья не слишком благоприятный, а почему — давайте попытаемся разобраться.
Т.к. индекс заточен на оценку его динамики, то важно сравнивать Владивосток не с Хабаровском к примеру, а с самим собой через год (раньше индекса не было). Исследователи сообщают, что индекс будет публиковаться каждый год. Затем региональные чиновники и главы муниципалитетов по идее должны будут разработать комплексные муниципальные программы повышения качества городской среды или внести корректировки в существующие.
Диаграммы с баллами на странице каждого города показывают приоритетные направления работы для администраций города и региона. Если у города низкий балл по «Озеленённым пространствам», то нужно в первую очередь разобраться с парками и зеленью в городе. Если меньше всего баллов в диаграмме «Жильё», то нужно комплексно решить эту проблему. Через год индекс покажет, насколько успешно они справляются со своими задачами.
С озеленением у нас все плохо по версии составителей, ведь 26 баллов — это как двойка в традиционной 5-балльной системе, а остальные параметры — на троечку. Это оценка города по отношению к его идеальному возможному состоянию, это показывает потенциал роста. Есть над чем работать, но почему такие оценки?
В случае с озеленением — речь идет о благоустроенных пространствах (скверах, парках), а не о диких лесах, которые городу достались (пока остались) от природы. Большое количество зеленых косогоров, которые можно разглядеть на спутниковых снимках Владивостока этому показателю тоже не помогает.
Подробно методика описана здесь, а к примеру на этот параметр влияют такие критерии:
- Доля озелененных территорий общего пользования (парки, сады и др.) в общей площади зеленых насаждений (%)
- Уровень озеленения (%)
- Состояние зеленых насаждений (безразмерный коэффициент)
- Привлекательность озелененных территорий (ед./км2)
- Разнообразие услуг на озелененных территориях (ед./км2)
- Доля населения, имеющего доступ к озелененным территориям общего пользования (парки, сады и др.), в общей численности населения (%)
Еще один «хромающий» показатель Владивостока — улично-дорожная сеть. Скорее всего, через год он ухудшится, ведь достаточно проанализировать то, на что были потрачены огромные деньги по федеральной программе БКАД (безопасные и качественные автомобильные дороги), упавшие на дальневосточную столицу и посмотреть на критерии оценки:
- Количество погибших в дорожно транспортных происшествиях (%)
- Доля улично дорожной сети, обеспеченной ливневой канализацией, в общей протяженности улично дорожной сети (%)
- Загруженность дорог (безразмерный коэффициент)
- Количество улиц с развитой сферой услуг (ед.)
- Индекс пешеходной доступности (безразмерный коэффициент)
- Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, в общем количестве приоритетных объектов (%)
А что было сделано? Новый асфальт, новые (иногда новее новых) бордюры и в немногочисленных местах отремонтировали ливневую канализацию. То есть, поработали с критерием номер 2.
Дмитрий Медведев в рамках совещания о ходе реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в октябре назвал три региона, в которых на данный момент освоено менее 30% средств, выделенных на ремонт дорог. Среди аутсайдеров оказалось Приморье.
Если посмотрим на общий критерий «Современность и актуальность среды», то он позволяет оценить город с точки зрения возможностей, которые он предоставляет жителям, а также соответствия городских пространств международным принципам формирования городской среды. Из этой формулировки уже ведь сразу понятно, насколько далека с улично-дорожная сеть Владивостока от идеала. В матрице этот критерий уточнен как индекс пешеходной доступности, а все усилия дорожников по контрактам мэрии в первую очередь решали проблемы автомобилистов. Обновленные или созданные там, где их никогда не было тротуары часто являются лишь островкам комфортного, безопасного и безбарьерного передвижения пешехода.
Есть за что: депутаты солидарны с критикой полпреда в адрес мэра Владивостока. Вместо новых и дорог и радикальных решений — маниакальная замена бордюров, считают народные избранники.
Через год новая серия тайфунов смоет свежий слой асфальта и бюджет снова потратит деньги на латание дыр и новый асфальт, ничего системно, качественно и долгосрочно не меняя в этой сфере. Улицы не изменились, городская среда комфортнее для горожанина стала лишь незначительно. Помня, что Владивосток автомобилями перенасыщен и вшит в культурный код нужно в очередной раз озвучить простую истину: каждый автомобилист — это пешеход, но не наоборот.
Также можно изучить и остальные 4 параметра индекса и соотнести их с той реальностью, которую мы наблюдаем в городе.
- Сайт «Решение. Город«: www.urbansol.city
- Instagram: @urbansol.city