ТОС во Владивостоке: от забвения через перезапуск и к новым перспективам

Продолжаем тему территориального общественного самоуправления — рассуждаем о теоретических основах и практической реализации во Владивостоке.

Сергей Александрович Гребенюк, политолог Приморского края

Вопрос:

Зачем была придумано и заложено в законе территориальное самоуправление?

Ответ:

Деятельность местного самоуправления регулирует закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 года. В нём в качестве одной из форм местного самоуправления прямо обозначено территориальное общественное самоуправление. Фактически, у властей и населения есть альтернатива, прибегать к которой или нет, зависит от обстоятельств, существующих ресурсов и потребностей населения.

Даже если предположить, что, как вы выразились, «все ветви власти на всех уровнях и службы работают, как прописано в законе», ТОС всё равно имеет право быть. Хоть бы потому, что у населения есть потребность участвовать в местном самоуправлении, реализовывать, так сказать, свою пассионарность.

Причём, тезис про пассионарность, как мне кажется, в разговоре про ТОСы ключевой. Именно её наличие у жителей территории, а также развитость института гражданского общества является залогом успешной деятельности ТОСов. Если нет энтузиастов, локальных гражданских активистов, не просто двигающих идею создания ТОСа, но и готовых взять на себя ответственность за их последующее функционирование, с высокой долей вероятности какой-либо позитивный эффект не будет достигнут.

 

Вопрос:

Почему развитие ТОС в нашем городе идет с таким запозданием?

Ответ:

Достаточно много факторов. Сам тезис о востребованности ТОС жителями и государством — спорный, ведь, если бы «снизу» и «сверху» был на них запрос, ситуация была бы совершенно иной. Пока что, как мне кажется, массово ни сами жители не готовы брать на себя ответственность за реализацию части полномочий местного самоуправления и самоорганизацию на бытовом уровне, ни власти не заинтересованы уменьшать свою роль в администрировании локальных процессов.

Противодействие властей ТОСам тоже было в новейшей политической истории Владивостока, однако, это касалось скорее прошлого десятилетия. Сейчас достаточно чётко обозначена установка на поощрение их создания. Однако надо понимать, что государство не способно сделать за жителей их работу и «назначить» гражданских активистов сверху. Та же практика массового создания ТСЖ для участия в федеральных программах времён саммита АТЭС показала свою полную несостоятельность. Напомню, для получения федеральных денег на ремонт домов одним из требования было наличие ТСЖ. В итоге, с подачи администрации города были созданы буквально сотни товариществ собственников жилья, со своими председателями, домовыми советами и иными всеми необходимыми атрибутами. Но и по сей день подавляющее их число существует лишь на бумаге.

 

Вопрос:

Из предыдущих публикаций видно, что органы власти вроде бы дают «зеленый свет», но развитие ТОС держится на отдельных энтузиастах. Может быть поэтому оно такое медленное и незаметное?

Ответ:

Если говорить о методах, которыми краевые и городские власти развивают общественное самоуправление, то, несмотря на их общую низкую эффективность, к сожалению, целевая работа с отдельными энтузиастами – единственный правильный путь в долгосрочной перспективе. Иначе говоря, иного нам не дано.

Для создания и развития ТОСов нужны кадры, именно с этими потенциальными кадрами сейчас и налаживается работа. Это достаточно долгий путь, но альтернатив у него нет. Когда-то та же школа «Управдом» вызывала некий скепсис у общественности, но по прошествии почти десятка лет можно говорить, что она помогла становлению ТСЖ, дав тем, у кого было желание заниматься этим вопросом и активная гражданская позиция, необходимые знания и навыки. Примерно по такому же пути сейчас идут ТОСы.

 

Кирилл Олегович Батанов, начальник управления по реализации проектов и поддержке гражданских инициатив администрации города Владивостока

 

Вопрос:

В администрации города сейчас именно вы курируете развитие ТОС. Мы уже узнали, что сейчас это явление проходит второе рождение, а с чего все начиналось, как произошел этот перезапуск?

Ответ:

Тот факт, что я курирую эту тему в администрации города является логическим продолжением той общественной работы, которая мною велась ранее. Чтобы сама идея о территориальном общественном самоуправлении начала возрождаться до работы в администрации, то есть до февраля 2018 года я занимался этим вопросом в статусе председателя «Центра правовой защиты и улучшения качества жизни граждан», а еще раньше в статусе помощника депутата законодательного собрания Приморского края Константина Сергеевича Богданенко.

На самом деле все началось еще раньше — в феврале 2017, когда мы впервые встретились с Павлом Евгеньевичем Ясевичем (директор департамента внутренней политики Приморского края) — он рассказал об опыте работы ТОС в Барнауле. Изучив этот опыт, я увидел в ТОС самый «правильный» вариант управления, а точнее самоуправления. В нем заложена мотивация, ведь жителям на местах хочется жить хорошо и им решать как это сделать лучше всего. Это инициативное звено отсутствовало в нашей системе. Константин Сергеевич предложил мне этим заняться.

Для меня это был управленческий вызов — изменить и перестроить систему, чтобы она стала сбалансированной, чтобы в ней появились мотивация и новая сторона отношений. Не абстрактное население, а система консолидированных решений населения. Должны появится институты — контрагенты, с которыми можно работать.

Тогда как раз произошел случай со сквером на улице Бестужева (справка сайта: депутат гордумы Дмитрий Сулеев снес детскую площадку под строительство магазина Реми, затем стройку отменили и посадили елки с участием губернатора) в округе депутата Богданенко. Мы подключались к решению этого вопроса и жители были достаточно консолидированы. Жители попробовали в соответствии с положением (гордумы о ТОС) создать ТОС, столкнулись с тем, что процедура очень сложна и непонятна, в ней масса нюансов. Люди просто устали собираться, подписывать и переподписывать бумаги и забросили это дело… Возникло понимание, что ТОС без поддержки действующей власти практически невозможно создать. Стал эту тему дальше изучать, консультировался с Александром Григорьевичем Юртаевым и выяснил, что действительно на тот момент в городе существовало противодействие территориальному общественному самоуправлению.

Затем мы встретились с Екатериной Александровной Химич (замглавы города с марта 2010 по сентябрь 2018, курировала в том числе правовое управление и управление муниципальной собственности), оценили все риски от ТОС для системы управления городом. Для администрации города важно было найти такой путь внедрения ТОС, который бы не создавал новые конфликты и сбои в системе.

Затем была встреча с Ольгой Сергеевной Ивченко, помощником на общественных началах депутата госдумы Сергея Андреевича Сопчука и мы начали совместно работать над темой возобновления ТОСов, стали погружать в повестку депутатов. В июне 2017-го мою презентацию по теме ТОС Богданенко представил губернатору Миклушевскому и получил поддержку. Появилось понимание что на уровне краевой власти этим нужно заниматься департаменту внутренней политики.

 

Затем, по инициативе Сергея Сопчука была конференция на тему ТОС, впервые прозвучала необходимость создания Совета ТОС при главе города. Мы с Ольгой побывали в командировке в Биробиджане, посмотрели как там функционируют ТОСы. Там они прошли серьезную эволюцию с 2003 года и есть на что посмотреть. В январе 2018 встретился с Виталием Васильевиче Веркеенко, он предложил этим заняться в статусе помощника главы города. Шла работа с городской думой — вносили изменения в нормативные документы, были проведены десятки встреч во дворах с жителями.

В результате всей этой работы стали появляться люди, вовлеченные в этот процесс, сформировался «актив ТОС» и возникла идея создания нового управления.

 

Читайте также: Виталий Веркеенко: ТОСы могут стать локомотивом благоустройства Владивостока

Вопрос:

Получилось достаточно библейское повествование на тему генеалогического древа ТОС в Приморье… Ваше управление называется «по реализации проектов и поддержке гражданских инициатив», а развитие ТОС — это один из множества таких проектов?

Ответ:

Задача управления по реализации проектов и поддержке гражданских инициатив — достигать результата по конкретным проектам. Почему «гражданские инициативы«? Потому что город — это наша общая среда обитания и я верю, что только если каждый вложит что-то в этот город, то мы получим тот Владивосток, из которого не хочется уезжать. И тогда относиться к городу все будут как к своему творению. Инициативы условно разделены на локальные — это как раз ТОСы и их инициативы, а вторая группа — функциональные или тематические, которые касаются города в целом по любым вопросам от благоустройства дорог до массовой культуры и развлечений. Есть также множество организаций и институтов гражданского общества, которые хотят внести свой вклад в развитие города — с ними нужно взаимодействовать.

 

Вопрос:

В какой фазе развития территориального общественного самоуправления мы мы сейчас пребываем и куда движемся?

Ответ:

Фактически, я сейчас курирую ТОС в проектном режиме, а главное — это создать систему, в которой ТОСы займут своё место. Первый шаг — муниципальная программа, где есть популяризация и проекты самих ТОСов. Второй шаг — это Совет ТОСов при главе города. Это второй контур по контролю работы администрация города. Это независимый контроль, где есть мотивация принять только хорошо проделанную работу от исполнителя. Задача этого Совета — формировать оптимальные отношения жителей с органами власти.

Моя задача — создать условия для создания такой системы, но то, как она будет работать — должна определять уже она сама, это решат люди, иначе будет нарушен изначальный принцип. Вовсе не хочется сделать ТОСы карманным институтом, который будет «смотреть в рот» своему лидеру. Хочется сделать множество локальных институтов гражданского общества.

И во многом эта система уже работает без меня и моя миссия в этом «стартапе» заканчивается. Теперь для меня важно передать людям понимание и ответственность за принятие решений. Осталось запустить Совет ТОС. Это должен быть не симулякр, не подделка, а коллегиальный орган, который реально должны слушать.

 

Вопрос:

В городской программе даже предусмотрено финансирование на мероприятия по популяризации ТОС и на призы для конкурсов проектов ТОС. А более тесная интеграция ТОС с администрацией предполагается или пока стороны к этому не готовы?

Ответ:

Почему появилась эта история с грантовым финансированием ТОС? Я исходил из следующих соображений: есть городская власть в её текущем виде и есть множество сообществ жителей в отдельных локациях. Можно ждать, когда локальные потребности реализуются в рамках общегородских программ, а проектных подход это достижение результата в каждой конкретной локации. Каждое сообщество формирует свои локальные и уникальные потребности и стремится к своему результату.

Но некоторые вещи администрация не может профинансировать даже в силу закона, к примеру нельзя «приземлить» бюджетные деньги на территорию, которая является частной собственностью жителей. А вот предоставить грант общественной организации на благоустройство можем.

Грантовая конкурсная система интересна еще и тем, что в ней могут родиться интересные проекты для последующего тиражирования. При таком подходе финансируются самые интересные и полезные проекты, с бОльшим социальным эффектом.

Резюмирую: грантовая поддержка способна выявить в обществе тех, кто способен сделать что-то самостоятельно, формирует конкурентную среду. Но ее нельзя рассматривать как основной или единственный способ существования и финансирования ТОС.

Основной смысл ТОС — это новая сторона отношений для взаимодействия с властью, это сила, консолидирующая мнения жителей конкретных территорий. Поэтому главный и основной путь — это включение инициатив ТОС в муниципальные программы. Бюджет всегда ограничен и с помощью ТОС можно определить что включить в ту или иную программу. К примеру на конкретной территории ТОС может решить, что им важнее сначала сделать дорогу, а не хоккейную коробку. Или наоборот, другой ТОС скажет, ладно мы эту дорогу еще потерпим, но нам важнее лестницы сделать на косогоре для пешеходов. Вот это консолидированное мнение, определяющее локальные приоритеты. Откуда такое консолидированное мнение может получить администрация как не из ТОС? Для меня ТОС — это центр принятия решений на территории.

Эта система уже начинала работать при Веркеенко — мы выясняли от жителей и включали в исполнение программ то, где должны быть лестницы, а где остановки и т.д. Понятно, что кто-то против и боится такую систему. Появляется дополнительный общественный контроль, но если ты хорошо работаешь и добросовестной выполняешь обязанности, то бояться нечего. Это ведь неплохо, когда потребитель контролирует то, какую услугу он получает за свои же деньги. Такой подход может не понравиться конкретному исполнителю по той причине, что придется что-то переделывать, тратить дополнительный ресурс. В этом смысле на среднем и нижнем уровнях может возникать сопротивление, и оно возникает. Но я верю, что во взаимодействии, в партнерстве мы сможем строить наш «город мечты».

Читайте также: Развитие ТОСов повысит качество жизни во Владивостоке

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *