Поможет ли территориальное общественное самоуправление справиться с “бюрократическим футболом”

Публикация №2 на тему ТОС: мифы и легенды, за и против. Продолжая тему общественного самоуправления удалось получить комментарии еще двух экспертов.

Ведущий политолог Дальнего Востока России, директор Центра социальных инноваций «Черный куб» Юрий Юрьевич Коломейцев поделился своим мнением.

Вопрос:

Если представить идеальную ситуацию — все ветви власти на всех уровнях и работают как задумано, то не избыточна ли форма ТОС?

ЮЮ:

Форма ТОСов является не избыточной, а альтернативной. Есть хорошие примеры организации территориального общественного самоуправления, есть откровенно провальные. Если мы посчитаем ТОСы избыточной формой осуществления хозяйственного управления, то по логике «избыточной» можно признать и ТСЖ по отношению к управляющим компаниям, или наоборот. Уверен, что если у людей забирать те права, которые им уже предоставлены законодательством, лучше от этого не будет.

 

Вопрос:

Если ТОСы нужны и жителям и государству, то что мешает их развитию?

ЮЮ:

Скорее, инертность населения, правильнее даже сказать его занятость. Чтобы заниматься развитием ТОСа, необходимо потратить большое количество времени и сил. Работающие люди идти на такое не готовы, пенсионеры – не могут в силу возраста, молодежь – в силу отсутствия интереса. Хотя мы с вами прекрасно понимаем, что работа в ТОСе – это, можно сказать, профессиональная деятельность, как раз отсутствие практики создания ТОСов долгое время и препятствует тому, чтобы люди начинали заниматься подобного рода деятельностью.

 

Вопрос:

Правильно ли я понимаю, что появление ТОСа не избавляет администрацию города от исполнения своих прямых обязанностей?

ЮЮ:

Да, ТОС – это общественная организация по решению вопросов местного значения. Часть тех вопросов ведения, которые есть сегодня у муниципалитетов по 131-му ФЗ, может отойти по договору к ТОСу. Часть, но не все полномочия. При этом, определить вопросы ведения инициаторы ТОС могут самостоятельно. Форма ТОС ни к чему не должна принуждать, но ответственности в ней у жителей и советов домов куда больше.

 

Евгений Васильевич Булах, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Восточного института ДВФУ заинтересовался темой местного самоуправления еще будучи студентом ДВГТУ.

 

Вопрос:

Изучая становление территориального общественного самоуправления в нашем крае у меня сложилось впечатление, что этот процесс до сих пор не завершен, а его участники имеют множество разногласий. Так ли это?

ЕВ:

Позвольте мне отвечать на ваши вопросы не как политолог и доцент кафедры.., а как житель города, активный участник движения за ТОС. Наверное, это будет более искреннее и не так заумно-скучно, поговорим не как в аудитории, а так как мы говорим с жителями на встречах во дворах.

Местное самоуправление, ставшее в 91 году явным признаком демократических перемен, превратилось в ресурс неправедного обогащения, в устойчивую кормушку для быстро формируемой локальной элиты. Это как Ваучер, данный для конкретизации своей доли в предприятии бывшего советского сектора экономики, конвертировался в бутылку водки, так и местное самоуправление, определяющее конкретные властные полномочия каждого на муниципальном уровне, привело к полному самоустранению населения от участия в управлении государством. Мы были не готовы к этому. Все данные права и свободы обернулись против граждан. Почему, наверное, это можно  объяснить отсутствием у населения знания и опыта на тот момент.

Что касается территориального самоуправления в Приморском крае и во Владивостоке, то оно в самом зачаточном состоянии. Есть несколько инициативных групп, но они не имеют возможности осуществлять право на местное самоуправление, это право блокируют силы, используя административный ресурс.

В августе 2017 года открывая Совет по развитию местного самоуправления президент РФ Владимир Путин призвал местные власти деятельно решать проблемы граждан и исключить «бюрократический футбол».

Когда число подобных высказываний главы государства стало увеличиваться, возник вопрос из кремля, а почему в Приморье этой практики нет? Департамент внутренней политики края вынужден был представить фактуру об активности населения. Начались регулярные публичные мероприятия в этой сфере деятельности. Оказалось, это давно назревшая проблема и сформировалось несколько активных групп, которые видели в ТОС реальную возможность реализации своих запросов.

 

Вопрос:

Евгений Васильевич, а почему вы тратите столько времени и усилий на тему общественного самоуправления?

ЕВ:

Знаете, в местном самоуправлении «разделяй» — самый главный принцип. Разделять вопросы местного значения нужно по территории, где их актуальность наиболее очевидна. Это мировой опыт эффективных самоуправляемых сообществ. А нам настойчиво внушают обратное и даже аргументировано, мол, чем больше территория, тем больше средств привлечем к решению общих вопросов.

Это неоспоримо, конечно больше, но ключевая фраза, которую не замечают люди — «Общие вопросы». Размытая, неконкретная формулировка, за которой скрывается отсутствие внимания к реальным запросам населения. Опыт свидетельствует, что укрупнение территорий с целью унификации проблем, не приводит к удовлетворению потребностей жителей, но дает безграничные возможности для безответственного, неэффективного управления.

Студентом я задумался, а что можно сделать, чтоб вернуть значимость местного самоуправления в системе государственной регуляции, что нужно изменить или добавить, чтобы оно действительно стало последним звеном государственного точечного удовлетворения потребностей конкретного человека, той реальной плоскостью реализации социально-экономической политики.

Оказалось, что закон от 1995 года «об общих принципах осуществления местного самоуправления» предусматривает территориальное общественное самоуправление. Заинтересовался и стал разбираться, писал курсовые, доклады, статьи на эту тему, защитил диплом, а потом диссертацию, опубликовал монографию, на сегодня — более 50 работ.

За это время менялась и дополнялась правовая база, обеспечивающая ТОС. Очевидным стало то, что на Федеральном уровне бережно следуют основному принципу, принципу минимального вмешательства в дела местного сообщества.

Это значит то, что весь негатив на местах, это результат «осознанного» действия местных и региональных властей и конечно, результат полного бездействия населения. Перемены должны начинаться с нас, необходимо явное присутствие мнения населения при подготовке, принятии и осуществлении политического решения на всех уровнях краевой власти. Вот мы и занимаемся тем, что пытаемся аккумулировать мнение жителей и транслировать его по инстанциям.

 

Вопрос:

Активисты ТОС — это своеобразный дискуссионный клуб теоретиков или же есть какие-то практические результаты? Чего уже добились и какие цели ставите?

ЕВ:

«В начале было Слово», это начало всего!  Конечно, мы общаемся и учимся взаимодействовать, это необходимый навык при формулировке единой проблематики. Сущность ТОС уникальна, вся научно-практическая среда единогласно подчеркивает  социально-политический статус территориального самоуправления — это  самый близкий к власти организованный формат населения, мы пытаемся общаться с властью! Пытаемся, это потому, что пока диалога нет, с администрацией края его нет вообще, они самоустраняются, хотя регулярные отчеты о каком-то общении, с каким-то огромным количеством ТОС есть (наверное есть премии и поощрения). С городом, частично. Надо отдать должное руководителю нового управления (для взаимодействия с нами создана структура!) Кириллу Батанову, тут полное взаимопонимание. Успешно работаем с председателем комитета по местному самоуправлению Думы города Розой Чемериз. О чем дискуссии, о главном, о единстве понятийного аппарата, мы должны говорить на одном языке, тогда и результаты будут.

Кроме департамента (шутка), из практических результатов можно выделить то, что в городе нас признали «непосредственной формой местного самоуправления», еще год назад, мы были в представлении правового департамента города кем угодно, они даже не могли озвучить наш статус …просто  — кучка людей. Второе, в бюджет внесены первые миллионные суммы на развитие ТОС, третье, начался диалог о присутствии ТОС в реализации всех муниципальных программ, заложенных в бюджет – а это непосредственное участие населения в процессе! Это серьезные системообразующие результаты. В Думе города создана и успешно работает рабочая группа по утверждения границ ТОС, принят наш проект постоянного общественного органа при главе города, утвержден состав активистов в этот Совет. Теперь все важные вопросы будет транслировать лично и сразу главе, это четвертое. Пятое, подготовлен пакет правотворческих инициатив и на законодательный уровень и на муниципальный.

Текущие вопросы мы обсуждаем на регулярных еженедельных встречах, они проходят в библиотеках города, обычно в четверг вечером. Всех приглашаем в гости, информация о темах и точном времени всегда доступна в чатах ТОС.

Может сложиться впечатление, что не густо. Наверное, в сравнении с Нижним Новгородом, Тюменью, Пермью, Новосибирском и др. да, совсем мало. Всего в России насчитывают более 35 тысяч ТОС! У нас единицы, департамент внутренней политики администрации края отчитывается безумными цифрами, но это результат оторванности  от реальности. В городе не более десятка зарегистрированных ТОС и около десяти в стадии регистрации, несколько в Артеме, есть активность в Большом Камне. Те сотни ТОС, о которых идут отчеты , это фиктивные данные , такие как ТОС на ул.Кузнецова , кто их создал, для чего …это загадка. В реестре Думы города они есть, а реального участия населения нет. Есть предположение, что одно время, чиновники решили попробовать включить ТОС в коррупционные схемы, что закончилось безрезультатно. Сейчас мы подняли вопрос признать подобные ТОС самораспустившимися, это серьезно подправит «статистику» края.

Точно можно сказать следующее:

  1. Нас мало, но даже это количество уже влечет положительные изменения в системе управления городом;
  2. ТОС невозможно применить в коррупционной схеме, а даже напротив, это антикоррупционный  инструмент.

Почему нас мало, на фоне общероссийской практики? Вопрос непростой. Долгое время практические вопросы ТОС блокировались административно сразу на всех уровнях и на корню, возможность реализовать задуманное было невозможно. Все активисты помнят историю, когда в Думе города депутаты избили инициативную группу ТОС, вызвали милицию и написали на пенсионеров (а именно люди преклонного возраста представляли жителей) заявления о нападении на должностное лицо. Режим бесправия.

Мой постоянный оппонент в спорах и соратник Александр Григорьевич Юртаев, на собственном опыте подтвердил костность сложившейся системы местного самоуправления. У него ничего не получилось с ТОС на Тихой, даже будучи депутатом гор Думы, первых четырех созывов.

 

Вопрос:

А мне Александр Григорьевич рассказал, что ещё в 1997 году они создали ТОС, но без регистрации — совет общественности района бухты Тихой. По его мнению, опыт Тихой показал, что общественникам все по плечу: дворовый футбол, который он развивает 20 лет, дороги, праздники… Также он добавил, что именно ТОС должен явиться инкубатором лидеров общественного мнения и депутатов всех уровней для измерения жизни в целом.

4 ноября день рождения б.Тихая — турнир по футболу, закрытие сезона

Если сравнивать опыт других регионов и то, как это происходит в нашем, какие есть принципиальные различия и к чему нам нужно стремиться?

ЕВ:

Да, ему «позволили» заниматься праздниками и спортивными мероприятиями. Мы сейчас шутя говорим – «спартакиадами по перетягиванию каната», это направление закрепила за нами краевая администрация, отказываясь общаться, она размещает на сайтах информацию о желании поддержать разного рода наши инициативы по проведению праздников.

Мы не против. И День соседей, День ветеранов, Детские спортивные и познавательные мероприятия, все это конечно ТОС проводит. Пример ТОС на Тихой,  ТОС Военное-Шоссе, ТОС Брянская, ТОС Верба и др. Эти мероприятия проводятся как естественно необходимые, без пафоса. Главное,  никто не хочет выделять это в единственно возможное направление деятельности, это все проводилось активистами и до ТОС и ничего нового учреждать для этого не надо!

Общая практика осуществления ТОС по стране действительно сводится к подобной деятельности. Это возможно, это выбор и право самих жителей. Собственно, если городское хозяйство эффективно справляется с поставленными задачами, то какой смысл им мешать,  лучше заняться культ-массовой работой. Недавно мы делились с опытом Перми. Приехав во Владивосток на несколько месяцев, активист движения ТОС из Перми был шокирован развалом инфраструктуры и отсутствием ТОС как основного сигнализатора о проблемах. Освещение улиц, ливневка, детские площадки, дороги…Да, ТОС в Перми занимаются праздниками, но они получают ежегодные обязательные средства на это  (около 400 000 рублей на каждый ТОС) и главное, ТОС в постоянном контакте с администрацией, любая заявка от ТОС по возникшим проблемам благоустройства моментально исполняется!  Ну почему в этих условиях не радоваться жизни! Мы должны навести порядок в городе, а потом можно и развлекаться.

Нам говорят, чтоб мы особо на деньги бюджета не рассчитывали, а пытались участвовать в различного рода грантах и конкурсах и по результату получать деньги на конкретные проекты. Конечно мы не исключаем подобного участия, тем более в Кремле заявили, что и дальше будут следовать практике точечного финансирования конкретных проектов (обосновывая это тем, что обычные переводы растворяются в муниципалитетах бесследно, как говорит Путин — у вас во Владивостоке все очень криминализировано). Москва гарантирует, что инициатива граждан, будет удовлетворена, но муниципалитет должен потратится только на проект (это ответ на запросы о малом количестве денег в городе). Но край требует от нас самостоятельных вложений в проекты, требует наших затрат. Мы не согласны. Будем требовать участие администрации. Есть и второй негативный аспект подобного подхода, это ограниченность средств в конкурсах и закрытость комиссий. Недавняя победа «ТОС» в подобном конкурсе в пример. ТОС о котором никто не знает, кроме того, что его якобы организовывает сотрудник администрации края, выигрывает один миллион.  Давно работающие активные группы граждан не получили ничего, а как и по каким признакам признан победитель, никто не понял. Активисты просто в полном непонимании. Мы сейчас разбираемся , что это было и кто под видом активности населения получил деньги. Нет, актив признал, что ограничение конкурсным участием, это смертельно для ТОС.

Пока мы заложили в бюджет деньги на развитие ТОС. Второй этап, это фиксированная сумма на каждый ТОС порядка 500 тысяч рублей в год. Третий этап — это реализация всех муниципальных бюджетных программ через ТОС.

Последнее, это наше ноу-хау. То, что еще никто и нигде не смог реализовать. Истинное самоуправление, конечно речь идет о программах благоустройства и озеленения, о дворовых площадках, о междомовых проездах, парковках, о программах социальной поддержки, о поддержки материнства и детства, лиц с ограниченными возможностями, о физкультуре и спорте и т.д.

А главная наша задача, ее озвучил Юртаев, это формирование муниципальных лидеров и выдвижение их в представительные органы. В Думах должны быть депутаты от народа, тогда и уговаривать их к сотрудничеству не надо будет и бюджет они будут принимать только с учетом интересов населения.

 

Вопрос:

Жители Сочинской, выбирали здесь квартиры видели в рекламных буклетах большой красивый район. Вы наверняка читали последние новости о передаче земли под застройку в районе «Патрокл» и ранее о планируемых аукционах Дом.рф. Мы понимаем, что живем на территории большой стройки, которая после долгой паузы может продолжиться и тут есть такой нюанс. К примеру по вине застройщика соседних домов — ИСК «Патрокл» у нас уже два раза были аварии водопровода. Вот интересно, а ТОС может как-то взаимодействовать с застройщиками?

ЕВ:

Это серьезная проблема для Владивостока, точечная застройка или застройка по проектам с минимальным учетом требований граждан.

Участники ТОС Брянская стали заложниками строительства жилого комплекса за Мариинским театром. Несколько выступлений актива ТОС позволили оздоровить отношения.  Подрядчик восстановил разрушенную инфраструктуру, колодцы канализации, трубы и провода, восстановил дорогу. Основной аргумент от ТОС — это решение общего Собрание и требование к главе об отмене разрешения на строительство (вопрос местного значения).

Это должны взять на вооружение жители Патрокла. Основная задача ТОС — это включение представителей общественности в процесс выдачи и приостановления Разрешений на строительство и реконструкцию, на участие в процессе подписания Акта-приемки объектов строительства, чтобы убедиться в выполнении подрядчиком всех работ по благоустройству.

Это важный момент для жителей. Печальный опыт жителей «Снеговой пади» не должен повториться.

 

Вопрос:

Еще один чисто практический вопрос. Жители района ждут с нетерпением, когда администрация города построит тут детские сады, школу и конечно же полноценную дорогу вместо этой временной из асфальтовой крошки, которую размывают дожди. Интересно может ли ТОС участвовать в приемке работ по благоустройству? Это конечно вопрос забегая далеко в перед, в светлое будущее, но качество дорог далеко от идеала и порой очень странно как вообще чиновниками принимаются многие результаты работ в городе…

ЕВ:

Отвечая на этот вопрос можно подвести некий итог. Юрий Юрьевич прав, ТОС не является избыточной, но и не является  альтернативной формой, это непосредственная форма участия населения в местном самоуправления, она перечислена в ФЗ 131 и конечно ТОС, это не общественная организация.

ТОС – организованная форма участия населения в местном самоуправлении на части территории муниципалитета. Чтобы сломать стереотипы, надо просто представить, что ТОС — это маленький и суверенный муниципалитет, со всеми вытекающими властно-политическими последствиями.

Население может и должно:

  1. Определять приоритетные вопросы развития своей территории, включая школы, поликлиники, детские сады, магазины;
  2. Определять объем содержания инфраструктурных объектов;
  3. Контролировать эффективность бюджетных расходов связанных с территорией ТОС и принимать выполненные работы или осваивать бюджет самостоятельно;
  4. Обеспечивать адресность социальной политики;
  5. Осуществлять контроль за использованием земли в границах ТОС;
  6. Выдвигать в органы власти своих представителей.

Мы собственно для этого и пытаемся создавать ТОС. В этом состоит корректировка системы управления. Население должно снять нагрузку с органов МСУ. Администрация города пусть заниматься системными вопросами — дорожная инфраструктура, общественный транспорт, вода, канализация, электричество, отходы, экология и т.д.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *