Предлагается на площадке рабочей группы Думы города по развитию ТОС во Владивостоке провести встречу заинтересованных лиц от администрации, депутатов и экспертов на предмет повышения прозрачности политики установления границ ТОС.
История развития ТОС во Владивостоке, политика администрации города в отношении установления границ и в особенности судебный прецедент с ТОС «Юмашева» показывает, что такие термины как «границы» и «территория» ТОС трактуют и применяют так, чтобы не вышло конфликта интересов. Эти два термина действительно фигурируют отдельно в нормативной базе.
В ст. 27.1 и 27.3 ФЗ №131, а также Положении №157 есть пункты про территории ТОС:
- 1. «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города«
- 7.1. «в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; иные территории проживания граждан.«
Такие понятия как «часть города, «группа домов» и «микрорайон» по определению включают в себя не только места непосредственно проживания, которыми могут являться МКД, частные дома и общежития, но и различные объекты между ними — линейные: дороги и тротуары, объекты социалки (спорт, образование, медицина, культура), бизнеса, предприятия.
Следуя принципу неразрывности иногда обойти их территории сложно, но согласно ст.7.3. Территории, закрепленные в установленном порядке за учреждениями, предприятиями и организациями, не входят в состав территории, на которой действует территориальное общественное самоуправление. В состав не входят, но если от собственников гаражного кооператива, магазина, шиномонтажки поступит письменное согласие, то в границы ТОС войти можно?
Вхождение территорий в границы не меняет право собственности или хозяйственной деятельности на них. Попытка сделать сквер на месте будущей многоэтажки будет обычным правонарушением самозахватом. У нас подобные случаи чаще наблюдаются там, где ТОС нет и не планируется. Яркий пример — конфликт вокруг стройки на улице Каспийской компании «Талан».
Конкурсы на бюджетные средства подразумевают рассмотрение органом власти заявки. Если в ней содержится попытка сделать дорогу не по стандартам или разбить сквер на участке под застройку — это же можно на этапе консультации или согласования скорректировать или остановить. Нужно отдать должное профильным управлениям администрации — они тщательно проверяют документацию, сметы, экспертизы. Бывают случае отмены проекта даже прошедшего отбор и это рабочий процесс, хоть и неприятный для инициатора.
Граница выбирается гражданами и является общей рамкой, за пределами которой ТОС никакой деятельности вести не может. При этом территория для осуществления деятельности внутри границ ТОС также ограничивается «местами проживания». Но если следовать этому принципу буквально, то все дворы и общие пространства между домами таковыми не являются, а значит все эти детские и спортивные площадки, которые так прекрасно создаются по конкурсам тоже не должны быть в границах ТОС, ведь прожить на детской площадке можно только бомжу и то лишь в теплое время года и пока не выгонят. Это не место проживания, это место рекреации.
Так почему же администрация города стремиться отрезать все «лишнее» от границ ТОС? Дороги и остановки, пустыри и косогоры… «Не дай бог вы за счет гранта остановку автобусную отремонтируете» — это так понимать? В ожидании реализаций полномочий муниципалитета граждане и без знания о существовании такого института как ТОС от отчаяния самостоятельно ремонтируют дороги, такие прецеденты известны и широко тиражируются СМИ потому что иллюстрируют простой факт — денег и внимания сразу на все проблемы у власти не хватает.
Позиция, озвученная в январе, что «неугодные» объекты и территории не следует упоминать в описании ТОС или явно указывать их непричастность к ТОС при явном включении в рисунок границ кажется избыточной именно по причинам, изложенным выше. У ТОС не возникают никакие имущественные, хозяйственные и прочие права ни на один из объектов внутри границ и территории, ТОС не меняет вид разрешенного использования, а на изменения генерального плана или правил землепользования и застройки может влиять лишь информационно.
Нужно не забывать, что помимо «строительной и благоустроительной» деятельности — ради которой в последнее время создались десятки ТОС существует еще и деятельность культурного, спортивного и прочего событийного свойства, а она может проводиться гражданами и без учреждения ТОС и без каких-то согласований, она просто происходит.
При этом, в конкурсе минфина Приморского края «Твой проект» гражданам дают право вмешиваться и навязывать работы по реконструкции и благоустройству на территориях муниципальных детских садов и школ без всяких ТОС!
Судебный прецедент с ТОС «Юмашева» — это не то, о чем следует бравировать администрации города, это сигнал о том, что политику установления границ и работы с гражданами надо выстраивать на основе иных ценностей, на основе адекватной, а не «перестраховочной» трактовки закона.
В свете принятия в 2020 году новой редакции Конституции и реформы публичной власти, последовавшей за этим считаю необходимым для имиджа Владивостока согласовать позицию органов исполнительной власти муниципалитета с позицией представительного органа относительно этих правовых дефиниций и общей политики, которая не может расходиться с политикой государства относительно развития такого института гражданского общества как ТОС, а значит скорректировать свою методику по внесению предложений к границам ТОС.