Комфортную среду невозможно формировать без активного участия граждан — депутат Сергей Кузьменко

Заместитель председателя ЗСПК, Сергей Алексеевич Кузьменко специально для сайта Patrokl.info рассказал о достижениях и сложностях работы по благоустройству и о роли ТОС в этом процессе. Беседа проходила 12 декабря.

Интервью подготовлено в рамках информационно-просветительской работы по теме территориального общественного самоуправления в Приморье в ходе подготовке к созданию ТОС в микрорайоне Патрокл. Остальные публикации по теме читайте здесь.


Виталий:

Сергей Алексеевич, знаю активность Партии по теме благоустройства территорий — это и отдельные конкурсы и большая федеральная программа, по которой во Владивостоке в этом году показаны неутешительные результаты. Расскажите об этой работе подробнее и где произошел сбой?

Сергей Кузьменко:

Федеральная программа (приоритетный проект) «Формирование комфортной городской среды», который реализуется уже второй год была инициирована именно фракцией Партии «Единая Россия» в госдуме. Принятие бюджета под эту программу — также благодаря голосованию Партии, поэтому есть моральное право, говорить, что это чисто партийная история и мы здесь играем определяющую роль.

Это общероссийская программа, а вот насколько успешно в ней участвует наш Приморский край — это отдельный вопрос. Вижу сложность реализации в следующем. Администраторами процесса являются муниципальные власти, которые по-разному относятся к инициативам Партии. Партия может сопровождать этот процесс, пытаться вовлекать общественность, но по факту не во всех муниципалитетах мы получаем ожидаемый эффект.

Главным администратором этого приоритетного проекта является Минстрой, а распределение денег между муниципалитетами региона происходит пропорционально численности населения. Это логично, поэтому Владивосток и в прошлом и в этом году получил больше финансирования, чем любой другой населенный пункт.

Но Владивосток в прошлом году не освоил 11 миллионов рублей и в 2018-м году скорее всего не освоит порядка 14 миллионов. Работа еще ведется, но тот факт, что мы в декабре еще осваиваем эти деньги характеризует организацию и администрирование процесса в городе.

 

Виталий:

Почему же так произошло?

Сергей Кузьменко:

Мелкие муниципалитеты исходя из обозначенного выше принципа получают меньше денег, но всегда просят еще — у них есть желание сделать больше. В подавляющем большинстве они эти деньги оперативно осваивают и можно было бы неистраченные деньги в крае перераспределить, если бы город Владивосток ответственно и вовремя признал бы, что освоить их не успевает.

Важный момент — обязательно участие общественности в этой программе. Главный инициатор, контроллер и выгодоприобретатель этого процессов — это население. Но видя, как работа велась во Владивостоке, жители оценивают это негативно.

В текущем году с участием общественного совета было принято решение, что все деньги будут направлены на общественные пространства — скверы, парки. набережные и прочее. К 30-му сентября мы узнаем, что деньги не сможем освоить и появляется постановление, что деньги перераспределяются на дворовые пространства.

Почему так произошло? Не смогли подготовить проектно-сметную документацию, столкнулись с вопросами землеустройства, словом, не учли ряд факторов в самом начале работы при организации рейтингового голосования в марте. В итоге в сентябре мы уже не успеем с людьми обсудить приоритетность распределения средств. В итоге жители тех 21 двора, которые получили финансирование на благоустройство по этой программе конечно рады, но остальные не понимают критерии. В итоге многие, кто подавал заявку в прошлом году, кому отказали в этом году в участии из-за установки на общественные пространства задаются вопросом, как в это число попали те, кто подали заявку позже. То есть для граждан все выглядит как постоянная подмена правил игры, а ведь именно люди должны определять приоритеты.

 

Виталий:

Кстати, о людях, как определяются эти приоритеты?

Сергей Кузьменко:

Как это было в 2017-м году: все процедуры проводились правильно: прием заявок, рейтинговое голосование, рассмотрение на общественном совете. А в нынешнем году все получилось скомано и это обесценивает в итоге саму идею.

 

Виталий:

А какие управления мэрии Владивостока курировали исполнение программы? Они понимают, что «накосячили», какие будут приняты меры?

Сергей Кузьменко:

Мы понимаем ведь, какое время переживает Администрация Владивостока (отсутствие главы). За это направление отвечало два управления — дорог и благоустройства и содержания жилищного фонда, были разделены зоны ответственности. Нужно сказать, что управление Григория Пейхвассера (содержания жилищного фонда) — молодцы, ведь именно они смогли в спешном порядке найти те дворовые территории, куда пошли деньги вместо общественных пространств.

 

Виталий:

А что происходит с деньгами, которые не освоены, куда они уходят?

Сергей Кузьменко:

Если федеральные деньги не осваиваются, то они возвращаются в федеральный бюджет. Кроме того, на федеральном уровне отслеживается, что если регион не осваивает деньги, то на следующий год сумма будет уменьшена, что в общем-то логично. Получается, что Владивосток подводит весь край.

 

Виталий:

В чем ваша роль в этом проекте?

Сергей Кузьменко:

Основные решения принимает общественный совет, куда входят люди в том числе не из Партии. Я — региональный координатор от Партии, мониторю прохождение проект, собираю обратную связь. В целом по Приморскому краю оценка проекта позитивная — в прошлом году почти полмиллиарда освоили, в этом году к этой же цифре подходим. На фоне того, что раньше на эти цели деньги вообще выделялись по остаточному принципу — это безусловный прогресс. В 2017-м году участвовало 57 муниципальных образований, в этом году — 45, которыми представлены практически все районы и округа Приморья. И чем менее «разбалованная» территория с точки зрения средств и возможностей, тем более инициативно она подходит к участию. К примеру, в селе Сергеевка Пограничного района люди сами устроили целый праздник по завершению обустройства пустыря, теперь там детская площадка, уложена брусчатка, установлены лавочки и урны, освещение. Для них это событие в масштабах села. Во Владивостоке все-таки идет развитие, появляются новые дома, улицы и района — вот как ваш пример.

 

Виталий:

У нас придомовые территории благоустроены, ведь это новостройки, но в итоге получились островки, а вокруг «великое НИЧЕГО»…

Сергей Кузьменко:

Понимаю, а во многих муниципалитетах региона и такого нет. Не ведется строительство, денег на благоустройство там всегда было минимум. И с этой новой программой «1000 ДВОРОВ» это еще больше возможностей.

 

Виталий:

Я только что приехал из ВГУЭС, где вручали сертификаты этой программы и там врио губернатора заявил, что эта 1000 — только начало. Хочется верить, что так и будет. А вообще какие формы и виды благоустройства предусмотрены именно по программе «Комфортная городская среда»?

Сергей Кузьменко:

Сейчас нам рекомендуется комплексный подход, чтобы были новые формы наполнения проектов, но это ведет к удорожанию каждого проекта в отдельности, что в свою очередь уменьшает количество получателей благоустройства. В итоге возникает вопрос, что лучше — много простых форм благоустройства или несколько комплексных. Это нельзя решать административно, это должно решаться только с учетом мнения населения.

 

Виталий:

А в этом процессе в ТОСах вы видите подспорье в принятии решения по выбору мест и форм благоустройства?

Сергей Кузьменко:

Конечно, считаю, что да, ведь это исходит из самой расшифровки аббревиатуры — территориальные общественные самоуправления. Это как раз тот институт, который может людей сорганизовать, аккумулировать мнения. Возвращаясь к самому началу нашего разговора о развитии программы — есть административная и есть партийная составляющие. Я, как бывший глава района, понимаю, что есть соблазн взять и решить все быстро и самостоятельно — выбрать и благоустроить. Это тоже неправильно, всегда найдутся недовольные. Поэтому очень важно, чтобы люди определяли, что делать и где делать. Но у нас только сейчас начинает формироваться понимание, что под ТОСы необходимо заводить финансирование и не «подачки», а партнерские взаимоотношения.

 

Виталий:

Я почему спросил — ведь людям порой сложно оперативно подготовить заявку и проект под какую-то новую программу. У нас, к примеру район весь в Whatsapp, но не все улицы такие, где-то мобилизоваться на какие-то инициативы сложно. Опять же разный контингент. А если на территории уже существует ТОС, то он в постоянном режиме собирает все потребности и знает все проблемы района.

Сергей Кузьменко:

Да, в ТОСе с точки зрения коммуникации все гораздо легче. Сейчас есть уже заинтересованность и поддержка и в городской администрации, и в краевой.

 

Виталий:

Да, но у меня складывается ощущение, что эта поддержка от власти держится на двух энтузиастах — Ольга Ивченко и Кирилл Батанов, спасибо им огромное! Но в целом, на государственном уровне здесь в Приморье большой, так сказать, PR-работы не видно, поэтому я и собираю все эти вопросы и ответы.

Сергей Кузьменко:

Ранее у тем, кто определял работу администрации края эта история с ТОСами действительно не была интересна. Сейчас этот тренд общественного самоуправления набирает силу.

Возвращаясь, к выбору форм и мест благоустройства. Я не могу прийти в кабинет к главе муниципалитета, стукнуть по столу и спросить — почему ты конкурс проводишь так, а не иначе. Хотелось бы, чтобы общественные институты — организации, отдельные общественники и ТОСы были максимально вовлечены и контролировали это.

Ведь одномоментно мы не можем благоустроить всё, денег недостаточно. Люди должны участвовать в этом выборе.

 

Виталий:

Хочу вернуться к вопросу о полномочиях ТОС. Дело в том, что во всех предыдущих моих интервью были отражены разные мнения. Есть мнение, что ТОСы могут участвовать в определении приоритетов того, на что муниципалитет будет тратит деньги, а также что могут участвовать в приемке работ. К примеру, где нужно положить асфальт, а когда его положили, то мы же понимаем, что уложить по-разному — качественно и не очень. Есть процедура приемки. Зачастую мы видим результаты работ и задаемся вопросом — как ЭТО кто-то принял?! И может ли на ваш взгляд ТОС как институт в этих процессах участвовать? Определение приоритетов и приемка результатов.

Сергей Кузьменко:

Считаю, что безусловно может. На примере программы «Комфортная среда» подчеркну, что там граждане ДОЛЖНЫ участвовать в общественной приемке. Кстати, в этой программе предусмотрено софинансирование, то есть это не «халява», важно чтобы люди понимали свое партнерское участие и последующую ответственность за проект. Тем более, если это комплексное благоустройство, как например спортивная площадка, которое должно становиться общедомовым имуществом.

Кстати, мы сегодня с вами встречаемся в день Конституции — ей 25 лет. И в ней написано, что главным источником власти является народ. А властные структуры — это лишь инструменты.

 

Виталий:

Мне кажется народу нужно сильно расти в части компетенции и инициативности.

Сергей Кузьменко:

И ТОСы как раз тот институт, который и есть прямая власть народа. Главное, чтобы это была не имитация, а живая и реальна история. Не для галочки и не для отчета. Как вы говорите, в случае, вопроса, где положить асфальт — если на территории есть ТОС, то именно он должен согласовать выбор, ведь мы делаем этот асфальт для людей, а не для отчетов. Для этого надо переформатировать наше создание.

У нас в Октябрьском районе, в Покровке такой пример: обустроили сквер на старом рынке, хаотично обустроенном. Рынок перенесли в другое место, но многие привыкли и были недовольны. Но было голосование, рейтинг проведен. В итоге это не административное волюнтаристское решение. Мы не в тиши кабинетной этой решили. Было три варианта, люди выбрали именно этот и большинством голосов.

 

Виталий:

Я начал общаться с активистами движения ТОС, хотя сам ТОС еще не создал — только готовлюсь. Так вот они сетуют на то, что все-таки краевая власть недостаточно плотно с ними работает. Если можно — передам вам концепцию развития ТОС, подготовленную ими. Они хотят слаженной работы, ведь если ТОС — это общественный институт, то со стороны власти, те кто эту тему пестуют и лелеют могли бы интенсивнее с ними общаться.

Сергей Кузьменко:

Испытывают дефицит общения и внимания (смеется). Конечно, оставляйте — я и изучу. Нам как партии тема ТОС, как и проект «Комфортная среда» очень важны — ведь результатами их работы должен быть лишь позитив. Причем не важно каких политических взглядов придерживаются сами жители территории, каких взглядов придерживается Виталий?.. 🙂

 

Виталий:

Я беспартийный :)))

Сергей Кузьменко:

Да, но может быть, Виталий, сюда со значком Навального пришел под кофтой 🙂 А эта тема должна быть абсолютно не политизирована.

Знаю, что была инициатива по грантовой поддержке ТОСов на краевом уровне.

 

Виталий:

Был на общественных слушаниях по бюджету Владивостока и там говорилось, что денег в бюджете стало меньше, его с трудом сделали недефицитным. И когда вопрос был из зала, мол мало денег на развитие ТОС, то ответ был — в духе, да мы и рады, но нужно софинансирование краевого бюджета. Приводились примеры цифр из Хабаровска и Сахалина, на что администрация города парировала, что это же бюджет региона, а не города.

Сергей Кузьменко:

Не могу сейчас делать оценку городского бюджета, потому что не очень погружен. Но могу предположить, что, если предвыборная лихорадка у нас скоро закончится, то появится губернатор, затем появится мэр.

Я надеюсь, что губернатором станет Олег Николаевич Кожемяко. У него в этой части достаточно рациональные мысли. По институту ТОС он высказался на мероприятии в ЗСПК — совет председателей представительных органов (районных и городских дум — прим.ред.). Так вот он заявил о многих установочных моментах и говорил об институте ТОС, как об инструменте, который абсолютно полезен с точки решения задач местного значения.

Это был экспромт, не заготовка, т.к. он это озвучил это среди прочих других вопросов. Он сказал, что ТОСы мы будем поддерживать и развивать. Второй момент, к слову, о дефицитном бюджете Владивостока. Предлагается переформатировать взаимоотношения между регионом и муниципалитетами по бюджету, по участию в госпрограммах. Понятно, что это не случится «уже завтра», но тем не менее, если нагрузка на местные бюджеты уменьшится, у них появятся свободные средства.

И тогда наверно будет уже не 2 миллиона на ТОСы, а больше. Главное, чтобы это эффективно было потрачено.

 

Виталий:

И завершая, последний не вопрос, а скорее иллюстрация, о том, на что ТОСы могут потратить деньги — вопрос из чата активистов, хочу вам тоже передать распечатку этого фрагмента. Вот представим цепочку укрупненно: инициатива, проект, само благоустройство. Но в каждом из этих шагов есть определенные затраты. Представим, что пустырь, который ТОС хочет благоустроить — это некие неразмежеванные земли, «ничья территории», нужна работа кадастрового инженера. Чтобы сделать проект, 3Д-визуализацию — нужна работа архитектора, сметчика. Есть еще назначение участка. То есть чтобы пройти весь путь, условно, от превращения помойки в спортивную площадку нужны и средства, и организационное содействие, чтобы не было бюрократических пробуксовок. Оказывается у ТОС «Спутник», который смог найти финансирование на такое превращение по факту, еще не прошел все юридические этапы. А чем это чревато?

Сергей Кузьменко:

Внезапно там может затарахтеть бульдозер… Ну что тут скажешь, есть над чем работать… Безусловно, здесь власть должна идти на опережение, видеть все эти сложности и создавать условия. Спасибо, все это прочту, я открыт для контакта и новых встреч.


Сергей Алексеевич Кузьменко — заместитель председателя Законодательного собрания Приморского края, депутат по одномандатному округу №7 (Октябрьский, Хорольский, Ханкайский и Пограничный районы), член комитета по региональной политике и законности, состоит во фракции «Единая Россия». Читайте также интервью на PrimaMedia и другие публикации.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *